Барьеры и ограничения в торговле услугами

Барьеры и ограничения в торговле услугами но своему характеру могут быть условно разделены на количественные и качественные. Количественными ограничениями регулируется доля услуг и поставщиков услуг в данном секторе (через ограничение количества поставщиков услуг, объема поставляемых услуг, специальных требований к юридической форме осуществления коммерческой деятельности и т.п.). Качественные ограничения применяются для обеспечения соответствующего качества услуг и по соображениям благоразумия (через лицензирование деятельности, выполнение требований, предъявляемых к техническим стандартам, уровню профессиональной подготовки и т.п.).

Ограничения в доступе на рынок, затрагивающие услуги и поставщиков услуг, могут применяться как на недискриминационной, так и на дискриминационной основе. Под дискриминацией понимается применение разных мер регулирования в отношении одинаковых услуг или поставщиков услуг, происходящих из разных стран.

Дискриминироваться могут:

1) услуги или поставщики услуг из разных стран между собой. Существует группа стран, поставщики услуг из которых пользуются более благоприятным режимом доступа на рынок услуг данной страны, чем все остальные. Последним может предоставляться так называемый режим наибольшего благоприятствования (РНБ), в соответствии с которым страна-импортер берет на себя обязательство предоставлять им равные условия доступа на свой рынок на основе наилучшего режима. До образования ВТО РНБ предоставлялся в договорном порядке – через оформление взаимных международных обязательств. Создание ВТО позволило возвести РНБ в принцип, которым должны руководствоваться все участники этой организации. Однако в отдельных случаях РНБ может не применяться – тогда услуги и поставщики услуг из таких стран пользуются наихудшим режимом доступа. В других случаях страна-импортер руководствуется принципом взаимности (который может быть зафиксирован в национальном законодательстве) – открывает свой рынок на тех же условиях, на которых для ее услуг и поставщиков услуг открывается рынок страны-партнера;

2) иностранные поставщики услуг по сравнению с национальными. Иностранным услугам и поставщикам услуг предоставляется национальный режим (HP) с изъятиями; при этом на них распространяется действие законодательства, применяемого в отношении национальных услуг и поставщиков услуг, но с определенными изъятиями. Следует отметить, что такие изъятия, как правило, носят ограничительный характер – т.е. устанавливают режим, более жесткий для "иностранцев", чем для своих, однако в некоторых случаях возможна и обратная ситуация – "иностранцы" пользуются лучшими условиями доступа и деятельности на рынке, чем "свои". Возможна и комбинация этих способов – "иностранцы" частично пользуются худшим режимом, а частично – лучшим;

3) поставщики услуг между собой независимо от страны их происхождения. Такого рода дискриминация связана с тем, что отдельным поставщикам предоставляются индивидуальные льготы или эксклюзивные права по сравнению со всеми остальными, что дает им дополнительные конкурентные преимущества, или напротив, в отношении отдельных поставщиков применяются ограничения на индивидуальной основе.

Как правило, в практике любой страны имеет место сочетание этих трех видов ограничений. Поскольку количественные и качественные ограничения могут применяться на дискриминационной и недискриминационной основе, их можно разделить на четыре группы:

1) дискриминационные количественные ограничения;

2) недискриминационные количественные ограничения;

3) дискриминационные качественные ограничения;

4) недискриминационные качественные ограничения.

По способу воздействия на услуги и поставщиков услуг ограничения в доступе на рынок могут быть подразделены на:

• ограничения входа на рынок иностранных поставщиков услуг в форме прямых запретов – в частности, запреты на учреждение дочерних компаний иностранными компаниями, на приобретение отечественных компаний иностранными, ограничения на долю иностранного участия в уставном капитале или в совокупном капитале отрасли (например, в банковском секторе), на развитие филиальной сети, на возможность оказания отдельных видов финансовых услуг и т.п.;

• нормы регулирования деятельности поставщиков услуг с иностранным участием дискриминационного характера, которые повышают издержки их деятельности по сравнению с отечественными поставщиками (например, в банковской сфере – через более высокие ставки резервирования, более жесткие нормативы, дополнительные требования к процедуре отчетности и т.п.);

• нормы регулирования дискриминационного характера, которые лишают иностранных поставщиков услуг конкурентных преимуществ в силу того, что условия их деятельности в другой стране являются более жесткими, чем те, в которых они работают у себя в стране (классический пример – ограничение на совмещение одной компаний банковской и страховой деятельности, банковской деятельности и деятельности на фондовом рынке).

Применяемые ограничения могут иметь секторальный (т.е. применяться только в определенном секторе или подсекторе финансовых услуг) и межсекторальный, или горизонтальный характер (применяться в отношении всех секторов услуг). Ограничения могут различаться также в зависимости от способа поставки услуг – например, полное запрещение предоставления конкретного вида услуг тем или иным способом (в частности, может запрещаться оказание какой-либо финансовой услуги трансгранично или физическими лицами или например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан).

Несмотря на то, что обязательства стран – участниц ВТО – приняты ими в отношении доступа на свои рынки как поставщиков услуг (т.е. компаний), так и самих услуг, ограничения, применяемые в отношении потребителей, рассматриваются в качестве ограничений в отношении поставщиков услуг лишь в той степени, в какой потребители ограничены в возможностях пользоваться этими услугами. Ограничения на поставщиков услуг в этом случае носят опосредованный характер (в основном это касается второго способа оказания услуг – потребления за рубежом). Например, к такого рода ограничениям относятся ограничения на вывоз туристами валюты за рубеж.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России претерпело определенные изменения в связи с вхождением РФ в Таможенный союз.