Возникновение кризисов в организации и использование технологий антикризисного менеджмента

Факторы возникновения кризисов в организации могут быть различны. Но очень важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно как бы "включать" или запускать в действие технологические программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, например, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния или такие, как текучесть персонала, дисциплина, степень удовлетворения от труда, конфликтность и др. могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса.

Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.

Но что может быть симптомом кризиса? Как состояние показателя, так и тенденция его изменения. При этом состояние показателя может оцениваться как относительно установленной для него нормативной величины (допуски изменений), так и относительно друг друга.

Симптомом кризисного развития могут быть несоответствие показателей закономерным соотношениям друг с другом либо временны́е параметры. Например, темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Не исключено, что причины кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков, поэтому необходимо различать симптомы и причины, чтобы стремиться и уметь по симптомам находить истинные причины кризиса, учитывать возможность ложных симптомов.

Симптом – это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которое не всегда отражает истинные причины кризиса и его характер, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Фактор кризиса – это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса – это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег в связи с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомом же кризиса могут быть, например, явления использования долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

В отдельной организации (фирме) факторами кризиса могут рассматриваться явления снижения качества продукции, нарушения технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам.

Причиной могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования.

Симптомы кризиса – появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.

ПИР

1. Проектный подход является важным фактором технологии современного менеджмента, потому что позволяет учитывать время и другие ресурсы по критериям эффективности.

2. Проектирование технологии менеджмента предполагает не только движение информации и использование техники, но и человеческий фактор, и конкретные ситуации функционирования и развития организации.

3. Проектировать технологии менеджмента необходимо для решения всех проблем, но это нс значит, что по каждой малозначащей проблеме надо создавать конструкторские группы.

4. Проектирование технологий менеджмента – это предвидение процесса решения проблем и его необходимых результатов.

5. Проектирование может быть индивидуальным и коллективным. Оно дисциплинирует деятельность и позволяет повышать качество управленческих решений.