Банковская гарантия

В силу банковской гарантии банк, иная кредитная организация или страховая организация (гарант) выдают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК).

Банк России относит гарантию к основным видам обеспечения по ссуде (п. 6.1 Положения ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П), что позволяет кредитным организациям учитывать ее для целей резервирования.

Одной из основных характеристик банковской гарантии является ее независимость от основного обязательства, в обеспечение которого она выдана, даже если в самой гарантии содержится ссылка на это обязательство (ст. 370 ГК). Принцип независимости банковской гарантии "находит свое выражение в том, что действительность обязательства по банковской гарантии не зависит от действительности или недействительности обязательства, ею обеспечиваемого. Банковская гарантия не прекращается также и с прекращением обязательства между принципалом и бенефициаром"[1].

Необходимо учитывать, что банковская гарантия в первую очередь является обеспечением надлежащего исполнения принципалом своих обязательств перед бенефициаром по основному договору. В таком случае требование об уплате сумм по банковской гарантии, заявленное бенефициаром после прекращения основного договора, может привести к неосновательному обогащению бенефициара. При этом "объявленная законодателем независимость банковской гарантии вступает в противоречие с самим назначением способов обеспечения исполнения обязательств, имеющих акцессорный характер, и с теоретической точки зрения такая независимость представляет собой юридическую аномалию. Практика показывает, что бенефициар, уже получивший надлежащее исполнение по обязательству, желая порой неосновательно обогатиться, все равно обращается к гаранту с требованием о выплате. Справедливость требует каким-то образом защитить гаранта от такого злоупотребления правом бенефициаром. Поэтому суды и ориентированы на то, чтобы отказать при таких обстоятельствах в иске бенефициара на основании ст. 10 ГК, которая не допускает злоупотребление правом в каких-либо формах (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 27). Таким образом, правопорядок приходит к тому же результату, который дает акцессорность[2] способов обеспечения, однако при этом используется иная юридическая техника"[3].

По общему правилу, гарантия является безотзывной, т.е. она нс может быть отозвана гарантом, если в ней нс предусмотрено иное (ст. 371 ГК). Аналогичным образом, если иное не предусмотрено в тексте самой гарантии, принадлежащее бенефициару по данной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу (ст. 372 ГК).

Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в самой гарантии не предусмотрено иное (ст. 373 ГК). Законодательство не раскрывает, что понимается под термином "выдача": дата подписания гарантии со стороны гаранта, дата ее направления или дата получения бенефициаром. Судебная практика исходит из того, что "гарантия считается выданной не с момента составления, а с момента направления или вручения ее бенефициару, т.е. речь идет не просто о сообщении о согласии принять на себя определенные обязательства, а об осуществлении действий по передаче бенефициару письменного документа"[4]. В случае возникновения судебного спора, суд может признать гарантию ничтожной в силу ст. 168 ГК, а гарантийное обязательство перед бенефициаром – невозникшим, если гарант нс сможет доказать факт вручения или направления гарантии бенефициару (см. постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2001 № 6437/00 по делу № А12-11218/99-С-15).

С моментом вступления банковской гарантии в силу тесно связан срок ее действия. Формально он урегулирован ст. 374 и 378 ГК. По мнению Н. Ю. Рассказовой, буквальное толкование п. 2 ст. 374 ГК дает основания рассматривать срок как существенное условие банковской гарантии: при отсутствии срока невыполнимо условие предъявления банковской гарантии, сформулированное императивно[5]. Подобной позиции придерживается и арбитражная практика: поскольку срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства, при его отсутствии гарантийное обязательство в силу ст. 432 ГК следует считать невозникшим (и. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 27).

Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).

Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. При этом ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается уплатой вышеуказанной суммы, если в гарантии не предусмотрено иное (ст. 377 ГК). Нарушения гаранта "могут выражаться в задержке выплаты всей или части суммы по гарантии, необоснованном отказе в выплате и т.д. Поскольку обязательства гаранта носят денежный характер, при просрочке в выплате суммы на него может быть возложена ответственность, предусмотренная ст. 395 ГК. Судебно-арбитражная практика по данному вопросу была достаточно стабильной"[6].

Пункт 2 ст. 369 ГК предусматривает, что за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Действующее законодательство не предусматривает обязанности сторон заключать договор о выдаче банковской гарантии. Более того, отсутствие письменного соглашения между принципалом и гарантом не влечет недействительности гарантийного обязательства гаранта перед бенефициаром (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 27).

Вместе с тем такие договоры широко распространены в банковской практике, поскольку позволяют определить:

– условия, на которых выдаются банковские гарантии;

– величину и порядок уплаты принципалом гаранту вознаграждения за выдачу банковской гарантии;

– порядок удовлетворения предъявленного бенефициаром письменного требования о выплате сумм по банковской гарантии;

– условия и объем ответственности принципала;

– обеспечение исполнения принципалом своих обязательств перед гарантом по выплате вышеуказанного вознаграждения и возмещению в порядке регресса уплаченных гарантом бенефициару денежных средств. При этом следует понимать, что обеспечение может быть установлено не в отношении самой банковской гарантии (которая сама представляет собой способ обеспечения исполнения обязательств), а только в отношении надлежащего исполнения обязательств принципала перед гарантом, вытекающих из договора о выдаче банковских гарантий[7].

Выплата денежных средств по банковской гарантии осуществляется гарантом на основании письменного требования бенефициара об их уплате, которое должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.

Такое требование бенефициара должно быть заявлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана (ст. 374 ГК).

При получении вышеназванного требования гарант должен (ст. 375 ГК):

а) без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами;

б) рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок;

в) проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

В случае если заявленное требование соответствует условиям банковской гарантии, гарант осуществляет выплату денежных средств. Право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия (ст. 379 ГК).

Если поступившее от бенефициара требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока, гарант вправе отказать бенефициару в удовлетворении его требования (ст. 376 ГК).

Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается (ст. 378 ГК):

а) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;

б) окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;

в) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;

г) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления