Лекция 3. Банки и регуляторы – исследовательская лаборатория риск-менеджмента?

В этой главе мы рассмотрим особый случай банковского риск-менеджмента и регулирования, который интересен сам по себе, а также имеет важное значение для всей практики финансового риск-менеджмента.

Мы рассмотрим то, как структурные изменения на финансовых рынках, включая интернационализацию банковской сферы и значительный рост производных инструментов, связаны с ключевыми элементами международного банковского регулирования – Базельским соглашением 1988 г. и Поправками к нему 1996 г. Мы также рассмотрим новое Базельское соглашение о достаточности капитала, обычно называемое Базель II (которое в окончательном виде было оформлено в июне 2004 г. и заменило Соглашение от 1988 г. в конце 2007 г.)[1]. Банкам известно, что эти правила требуют сбора дополнительных данных по рискам и создания новых систем защиты от рисков; внедрение Базель II, следовательно, является долгосрочным процессом.

Многие аспекты Базель II остаются противоречивыми. Но нет сомнения, что вопросы управления рисками, возникающие в процессе реформирования, а также сами правила, которые имеют решающее влияние на всю сферу риск-менеджмента, вступят в силу. Базель II также оказал влияние на политику небанковских финансовых регулирующих органов, например Комиссия по ценным бумагам и биржам в Соединенных Штатах приняла Базель II, что позволяет компаниям, работающим с ценными бумагами, выбирать новые режимы достаточности капитала. Кроме того, сфера страхования стремится сейчас применять более сложные стандарты достаточности капитала.

Поскольку стимулы развивать стандартизированные системы риск-менеджмента для банков будут во многом исходить от регулирующих органов, давайте начнем с регуляторов.

Банковское регулирование и риск-менеджмент

Регулирующие органы внимательно следят за банковской деятельностью, отслеживают стандарты риск-менеджмента и применяют уникальный набор правил достаточности капитала. Зачем они это делают?

Существует две основные причины: банки объединяют депозиты обычных вкладчиков и они играют ключевую роль в системе расчетов и кредитной системе.

В то время как банковские депозиты обычно гарантируются специализированными учреждениями (такими, как Федеральная корпорация по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC) в Соединенных Штатах и Канадская корпорация по страхованию депозитов (Canadian Deposit Insurance Corporation, CDIC) в Канаде), в сущности, гарантом коммерческих банков служит национальное правительство; иногда оно выступает также в качестве кредитора последней инстанции. Поэтому национальное правительство гарантирует выполнение банками своих обязательств, государственные регуляторы стремятся ограничить затраты правительства на "обеспечение стабильности финансовой системы" в случае банкротства банка. Это одна из причин того, почему контролируется уровень капитала банков. Действуя как буфер защиты от непредвиденных потерь, уровень капитала способствует приватизации затрат, которые в противном случае будет нести правительство.

Кроме того, страхование депозитов с фиксированной ставкой создает необходимость регулирования уровня капитала. Поскольку депозиты гарантируются, вкладчики могут без опаски относиться к выбору банка до тех пор, пока сумма вклада соответствует правилам гарантии. Вкладчики могут выбирать более высокие ставки по депозитам, не придавая большого значения кредитоспособности банка.

Регулирующие органы также хотят быть уверены в том, что уровень капитализации банков позволяет избежать "эффекта домино", при котором банкротство конкретного банка или массовое изъятие депозитов из банка в случае возникновения опасений о его банкротстве распространяется на всю финансовую систему. Такой "эффект домино" может привести к банкротству других банков и финансовых учреждений, подрывая мировую экономику и приводя к большим социальным издержкам. Именно такое опасение в 1984 г. заставило регулирующие органы в Соединенных Штатах помочь Континентал Иллинойс (Continental Illinois), самому крупному банку, которому когда-либо потребовалась помощь FDIC. Позже массовое изъятие вкладов из банков в России летом 2004 г. привело к значительным опасениям возникновения "эффекта домино" в российской банковской системе, хотя в конечном счете эта ситуация была предотвращена. Основное опасение связано с тем, что банки могут действовать как приводной ремень, посредством которого негативные явления в финансовом секторе быстро передаются другим секторам экономики.