ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНТУРА И ЕГО РОЛЬ В РАБОТЕ НАД ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА

Понятие о контуре и о том, как его находить на рисунке, — очень важный элемент работы над рисунком. Поэтому выше в различных местах учащихся предостерегали от срисовывания контура и неоднократно говорили о том, что контур возникает лишь в результате построения. Рассмотрим, как он возникает.

Тело человека состоит из сложных подвижных объемов. Рисуя, изображают границу объема, т. е- поверхность; чем дальше поверхность от глаза рисующего, тем больше она уходит в ракурс, пока при переходе на другую сторону объема не образует контур. Следовательно, контур — это ракурс поверхности и, следовательно, производное объема. Стоит модели повернуться или рисующему сдвинуться — контур меняется и может меняться бесконечно в соответствии с рельефом поверхности, попавшей в иоле зрения. Следовательно, контур — случайность и копировать (срисовывать) его бессмысленно. Зато не случайность — объем. Поэтому в основу изображения надо класть объемное построение, которое и производится при помощи пластической анатомии. В процессе этого построения— связи одних сложных объемов с другими и возникает сложный контур, как производное многих объемов. Объем граничит с внешним пространством — контур как производное объема ограничивает его. Если объем скрылся за другим объемом, контур сошел на нет и скрылся вместе с ним внутри фигуры. Но тут же возникает внутри фигуры продолжение контура как производное нового объема и продолжает очерчивать форму, пока этот объем тоже не скроется за другим объемом. И так в соответствии с объемами, которые появляются один из-за другого и скрываются один за другим, появляется и исчезает контур до тех пор, пока не обойдет всей сложной формы — фигуры. В зависимости от освещения и отдаленности объемов контур может быть тонким и толстым, еле намеченным и очень резким, но всегда неравномерным — это и есть то, что называют "живой линией".

Естественно, что живая линия не имеет ничего общего с лихими контурными набросками, которыми зачастую так любят щеголять начинающие и невежды Вслепую, ощупью, смаху ее найти нельзя — необходим тщательный анализ формы и накопленный опыт; после этого можно делать быстрые наброски. Даже если "повезет" и один, другой, третий наброски будут удачны, все равно без анализа формы ничему нельзя научиться; не изучив форму, невозможно ничего повторить по памяти. В этом и заключается недостаток и даже вред контурных набросков, сделанных без тщательного анализа формы и в особенности такой сложной, как тело человека, не говоря уже о том, что они приучают к небрежности и разгильдяйству. Отсюда вывод — тщательно отработанный контур возникает в результате правильного и продуманного объемного построения и никогда не может быть целиком срисован с модели. Он создается творчески, комплексно, так же как и все изображение.

Без знания формы не может быть контура—линии. Недаром П. П. Чистяков говорит: "Всякий, кто не видит формы, и линии верно не нарисует". Если обвести равномерным непродуманным контуром хорошо вылепленную фигуру, рисунок будет испорчен.

Проследите возникновение и исчезновение контура на разобранных рисунках. Попробуйте в своих работах создавать контур творчески, на основе анализа формы.