Баланс рабочих мест и трудовых ресурсов

Вследствие возросшей открытости национальной экономики на современном этапе возникают специфические вопросы как в развитии вещественных факторов производства, так и в развитии трудовых ресурсов. Влияние осуществляется через воздействие на структуру национального производства, она изменяется, и стране "достаются" доходные или недоходные отрасли и их блоки, а значит, качественные или некачественные рабочие места. Указанные причины действуют таким образом, что могут либо провоцировать, либо смягчать явления на рынке труда. Например, вследствие развития процессов международной миграции рабочей силы для страны, поставляющей эмигрантов, возникают количественные и качественные ограничения трудовых ресурсов, поскольку уезжают прежде всего молодые, трудоспособные. Еще более тяжелые последствия возникают при "утечке мозгов" – страна теряет самую качественную часть кадрового потенциала. Принимая иммигрантов, страна, напротив, снимает часть ограничений по количеству и качеству трудовых ресурсов, но возникают проблемы и ограничения, связанные с функционированием социальной сферы (жилье, образование, здравоохранение, культурная и социальная адаптация и т.д.). Действия по стимулированию реэмиграции также требуют финансовых затрат и организационных усилий. Неотработанное, неразвитое законодательство по включению в мировой рынок труда создает для жителей страны серьезные ограничения, связанные с поражением в правах при найме, социальной защите при эмиграции и иммиграции.

Привлечение иностранных инвестиций создает рабочие места, но при этом могут меняться характеристики рабочих мест, что снимает часть ограничений социально-трудовой сферы, связанных с количественным и качественным дисбалансом рабочей силы и рабочих мест. В то же время деятельность ТНК по переманиванию работников может обострять региональные и отраслевые дисбалансы на рынке труда, т.е. провоцировать различные ограничения.

Под балансом рабочих мест и трудовых ресурсов понимается система показателей, характеризующая соотношение среднегодового количества рабочих мест и трудовых ресурсов по всем видам занятости, разрабатываемая в территориальном и отраслевом разрезах.

Ежегодные балансовые разработки в области труда в России велись с 1920-х гг. вплоть до отказа от модели плановой экономики. Академик С. Г. Струмилин, осуществивший широкую программу научных исследований в этой области, предложил в качестве основной задачи планирования подготовку ежегодных проектов общего перспективного баланса народного хозяйства по плановому использованию и распределению труда. В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов является одним из важнейших рычагов в решении проблем, связанных с рациональным размещением ресурсов труда. С переходом к рыночной экономике разработка баланса трудовых ресурсов не потеряла своей актуальности, однако используемая в настоящее время форма баланса трудовых ресурсов требует корректировки. В качестве основного аргумента выдвигается необходимость учета новых форм и видов занятости, новых категорий работающих, показателей безработицы, новых форм миграции и т.д.

Например, безработица – это необходимый для экономики резерв. Такие резервы существуют и по многим другим товарам (стратегические запасы, резервные мощности), и без них более или менее устойчивое развитие экономики не гарантируется. Но такой фактор, как труд, не может резервироваться в обычном смысле этого слова.

Для предпринимателя значительный излишек рабочей силы, как правило, слишком расточителен. Кроме того, труд – "скоропортящийся товар": безработный очень быстро утрачивает свою квалификацию, производственные и социальные навыки. Для поддержания его в нормальном состоянии требуются значительные затраты, связанные с оплатой его текущих расходов, создание условий для смены места и вида деятельности, повышения квалификации и т.д. Все эти моменты должны быть учтены при составлении баланса.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей – ресурсной и распределительной.

Ресурсная часть характеризует наличие трудовых ресурсов и их источники формирования. Распределительная показывает распределение на экономически активное население и экономически неактивное население с выделением отдельных групп.

Источниками информации о распределении трудовых ресурсов являются:

• сведения предприятий и организаций о численности занятых;

• данные материалов обследования населения по проблемам занятости;

• данные органов государственной службы занятости о численности официально зарегистрированных безработных;

• данные учебных заведений о численности обучающихся по дневной форме обучения.

Баланс трудовых ресурсов и их распределения может строиться как для России в целом, так и для отдельных регионов. Различные группировки, используемые в балансе трудовых ресурсов, позволяют дать широкую социально-экономическую характеристику трудовых ресурсов с точки зрения как занятости в экономике, так и неиспользованного резерва ресурсов.

Баланс движения трудовых ресурсов отражает процесс поступления и выбытия трудовых ресурсов. Он может составляться как в целом по стране, так и по отдельным субъектам.

Особый интерес представляет изучение источников (гр. 2 табл. 4.6) пополнения трудовых ресурсов различных сфер деятельности, основным из которых является система их подготовки в учебных заведениях. Выделяются также пополнение вследствие привлечения женщин, ранее не занятых в производстве, переход из других отраслей, а также пополнение вследствие миграции. В числе причин уменьшения трудовых ресурсов выделяются уход на учебу, в армию, естественная убыль (уход на инвалидность, на пенсию по возрасту, смерть).

Таблица 4.6

Схема баланса движения трудовых ресурсов

Сфера экономики по отраслям и формам собственности

Численность на начало года

Пополнение по источникам

Уменьшение по причинам

Численность на конец года

А

1

2

3

4

Различные категории, используемые при изучении населения, рынка труда и трудовых ресурсов, находятся в тесной взаимосвязи, изучение которых способствует адекватной оценке процессов, происходящих на рынке труда, дает возможность изучить степень взаимодействия рынка труда с экономическими и социальными процессами как внутри страны, так и в мировом масштабе.

Движение трудовых ресурсов представляет собой сложный социально-экономический и демографический процесс изменения количественных и качественных характеристик той части населения, которая выступает носителем рабочей силы.

Общее движение трудовых ресурсов определяется объективными общественными условиями и включает:

• естественное движение – вступление в трудоспособный возраст новых поколений и утрата гражданами способности к труду;

• социальное движение, т.е. изменение социального положения граждан (трансформация рабочих групп в виде

перехода от материального производства к интеллектуальному труду);

• территориальное движение в отличие от миграции населения всегда связано не только с переменой места жительства, но и со сменой места трудовой деятельности, при этом часто меняется профессия, специальность и т.д.;

• отраслевое движение между различными экономическими сферами или организациями, а иногда и между отделами, структурными подразделениями;

• профессиональное движение – изменение трудовых функций работников, включает переход к другой специальности или переквалификацию работника;

• квалификационное движение представляет собой переход работника от одного уровня квалификации (разряда, уровня) к другому и характеризует качественное развитие рабочей силы.

Проводимая государством политика развития трудовых ресурсов разделяется как бы на два этапа:

• подготовка трудовых ресурсов в системе официального традиционного образования;

• внутриорганизационная (внутрифирменная) подготовка, предполагающая профессиональную специализацию и переподготовку кадров через научные и учебные центры, специальные курсы и т.д.

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования. Задачами государственной системы управления являются принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и разрешения конфликтных ситуаций. Государственная система управления трудовыми ресурсами устанавливает границы, в рамках которых действуют субъекты социально-трудовых отношений.

Все программы подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального или межрегионального масштаба (например, Программа содействия занятости населения Российской Федерации на период до 2007 года, Программа поддержки малого предпринимательства), региональные (например, Программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера), отраслевые (например, Программа санации и квотирования рабочих мест и т.д.).

Темп прироста трудовых ресурсов – отношение абсолютной величины соответствующего прироста к численности трудовых ресурсов на начало периода, для которого исчисляется показатель.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода (обычно это один год или более длительный промежуток времени).

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как среднее геометрическое. По своей сути темп роста трудовых ресурсов – это отношение двух последовательных уровней ряда динамики численности (t) трудовых ресурсов:

где t – численность трудовых ресурсов; t0,..., tn-1 численность трудовых ресурсов в определенные годы.

Основным источником информации для определения численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте служат данные переписи населения. Однако интервалы между переписями населения бывают значительными. Поэтому на практике этот контингент дополнительно определяют как разность между общей численностью трудовых ресурсов и численностью занятых в общественном производстве.

Система показателей, отражающая наличие трудовых ресурсов, включает:

коэффициент трудоспособности населении (Ктрн) – отношение численности трудовых ресурсов (Чтр) к численности населения (Чн):

коэффициент использования трудовых ресурсов (Китр) – отношение численности занятого населения (Чз) к численности трудовых ресурсов:

коэффициент нагрузки на одного трудоспособного (Кнагт):

уровень экономической активности населения (Уэан) – отношение численности занятых и безработных (Чб) к численности населения:

уровень экономической активности трудоспособного населения (Уэатр) – отношение численности занятых и безработных к численности трудоспособного населения:

Показатели, отражающие использование трудовых ресурсов, приведены в табл. 4.7.

Приведенные определения рассматривают понятие "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" как пассивные объекты внешнего управления, как общее условие функционирования и развития производства. И только с появлением рынка труда и таких его понятий, как экономически активное и занятое население, их активная роль резко возрастает.

В данных категориях воплощается единство людей в биологическом и социальном смысле, их единство как личностного фактора производства и субъектов производственных отношений, единство социально-экономической сущности и конкретных, естественно-исторически обусловленных количественных и качественных характеристик.

Цель управления этим видом ресурсов – социальная активизация населения в решении бытовых, семейных, культурных, экологических и экономических проблем, и решаются они на разных уровнях управления (рис. 4.7).

Таблица 4.7

Основные показатели использования трудовых ресурсов

Показатели

Формула расчета

Обозначения

Уровень использования трудовых ресурсов

Kv – коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве;

ТР – трудовые ресурсы, участвующие в производстве, чел.;

ТРналич – наличие трудовых ресурсов

Коэффициент использования рабочего времени в течение года

Кр – коэффициент использования рабочего времени в течение года;

РВфакт – фактически отработанное время, ч;

РФвозм – возможный годовой фонд рабочего времени, ч

Коэффициент использования рабочего времени дня

Kд – коэффициент использования рабочего времени дня;

Вфакт – фактически отработанное время дня, ч;

Вустан – установленное ра́бочее время дня, ч

Коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов

Кс – коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов;

Зм – максимальная или минимальная занятость работников в месяц, ч;

Зсред – среднемесячная занятость работников, ч

Рис. 4.7. Комплексная система управления трудовыми ресурсами