Балансы международной торговли США

Количественный и страновой разрез. Каков же баланс глобальной международной торговли, которая осуществлялась американскими компаниями по всему миру и иностранными компаниями в США?

Данные отражают процесс неуклонного роста импорта по всем классам машинотехнических изделий, материалов, нефти и т.д., поэтому не случайно то обстоятельство, что по большинству видов высокотехнологичной продукции сальдо торгового баланса США было пассивным. Причем по целому ряду товаров дефицит неуклонно возрастал. Так, во внешней торговле фармацевтической продукцией дефицит в 2011 г. составил 24 млрд долл. (увеличившись почти в четыре раза по сравнению с 1997 г.), в торговле компьютерами и периферийным оборудованием – 34,5 млрд долл. (рост в 1,7 раза по сравнению с 1997 г.), аудио- и видеооборудованием – 41,1 млрд долл. (рост в 1,5 раза). Баланс американской торговли коммуникационным оборудованием стал пассивным в 1998 г., увеличившись к 2011 г. до 31 млрд долл. Наибольший торговый профицит в 2011 г. в США наблюдался в сфере торговли аэрокосмической продукцией – 37,4 млрд долл. Длительное время объемы производства аэрокосмической продукции определялись заказами министерства обороны. Однако в настоящее время на такие закупки приходится лишь около 30% совокупных продаж отрасли. С 1985 по 2011 г. в среднем доля США в мировом экспорте аэрокосмической техники снизилась с 72 до 51%.

В то же время отмечается рост импорта (в основном из-за расширения ввоза иностранных самолетов американскими авиационными компаниями), хотя эта тенденция имеет прерывистый, неровный характер.

На всем протяжении десятилетия баланс в международной торговле складывался не в пользу США. Дефицит непрерывно нарастал из года в год, составив в 2011 г. гигантскую сумму в 765 млрд долл. Самый объемный дефицит сформировался в торговле США со странами Азии и Тихоокеанского региона, превысив в 2007 г. 410 млрд долл. и несколько снизившись в 2011 г., до 336,4 млрд долл.; на втором месте – дефицит в торговле со странами ОПЕК – более 185,2 млрд долл.; на третьем – торговый дефицит с Европой – 136 млрд долл.; на четвертом месте – торговый дефицит со странами Латинской Америки – более 95 млрд долл. Растет торговля США с африканскими странами, которая дает небольшое положительное сальдо – около 12 млрд долл. в 2011 г.

Все это является, несомненно, следствием ослабления международных конкурентных позиций США. Конкурентные позиции страны, в свою очередь, формируются конкурентоспособностью торговых агентов – компаний. Причины роста дефицита многообразны. Одной из причин, например, является то, что в японском экспорте за последние десятилетия непрерывно растет доля наукоемких товаров, в то время как Америка – как отмечалось выше – медленно, но неуклонно сокращала свой экономический сектор материального производства, в том числе в этой области. Поэтому японские, европейские, китайские товары этой группы стали пользоваться повышенным спросом. Активными статьями торгового сальдо с Японией выступают главным образом торговля продовольствием, сырьем и материалами. Однако растущее использование ресурсосберегающих технологий постепенно уменьшает зависимость Японии от США и от других стран. В 1970– 1980-е гг. между США и Японией возникали острые торговые конфликты по поводу постоянного крупного сальдо в пользу Японии в двусторонней торговле. США добивались уступок от этой страны, устранения внутренних барьеров, изменения законодательства, сокращения своего дефицита и т.д. В связи с общим ослаблением Японии в мировой экономике эти противоречия исчезли. В то же время быстро растет торговля США с Китаем, причем с активным сальдо в пользу Китая. Похоже, что в отношениях между США и Китаем повторяется ситуация с Японией: между двумя странами все чаще возникают торговые противоречия.

Внешнеторговую политику правительства США в предыдущие десятилетия также следует рассматривать в числе факторов, обусловливающих неудовлетворительное состояние торгового баланса страны. Однако ее роль в формировании торгового дефицита весьма неоднозначна. С одной стороны, усилия правительства, как правило, направлены на обеспечение сбалансированности международных потоков товаров, услуг и капитала, что должно оказывать стабилизирующее или понижающее влияние на размер торгового дефицита. С другой стороны, государственная внешнеторговая политика призвана способствовать повышению международной конкурентоспособности национальных производителей и одновременно наиболее полному и эффективному удовлетворению потребностей населения в иностранных товарах и услугах. Усилия различных государств, направленные на достижение этих целей, сталкиваясь в международной сфере, как правило, вносят определенные изменения в структуру и динамику внешнеторговых потоков и способствуют росту или уменьшению профицитов или дефицитов торговых балансов стран. И чем в большей степени интернационализирована экономика страны, тем в большей степени на ее торговлю влияют международные факторы – мировой рынок. Но самое главное – это откровенные издержки либертарианской политики, экспансия финансово-банковского сектора на базе демонтажа механизмов со стороны государства. В результате сильно увеличилась ориентация финансово-банковского сектора на прибыль, что привело к "вымыванию" материального производства, его сокращению в производственно-хозяйственной системе.

На американских рынках сплетаются интересы многих стран, поскольку они притягивают наибольший объем товаров, услуг, капитала. Поэтому зачастую торговая политика по отношению к США, деятельность иностранных компаний в стране, зарубежные барьеры американскому экспорту, субсидии иностранным экспортерам, нацеленным на американский рынок, и их недобросовестная торговая практика рассматриваются чуть ли не как основные причины американского внешнеторгового дефицита. В доказательство этого утверждения приводятся данные, согласно которым американские экспортеры наталкиваются на тарифные и нетарифные барьеры, как прямые, так и косвенные, которые, но оценкам экономистов, понижают потенциальный экспорт США на десятки миллиардов долларов ежегодно. При этом остается в тени то обстоятельство, что торговая политика самих США имеет ярко выраженный протекционистский характер, а торговые барьеры Америки часто выше тех, которые существуют в странах-конкурентах.

Тем не менее в американской научной сфере довлеет мнение, что дефицит американской внешней торговли во многом является средством активной экономической и торговой политики партнеров США, для которых работа на американский рынок служит главным средством ускоренного преодоления экономического отставания от лидеров мировой экономики. Более того, актив торгового баланса партнеров США служит для них источником финансирования выплаты доходов от иностранных инвестиций и вывоза капитала, в том числе и в США. Но и США имеют свои выгоды: дефицит торгового баланса позволяет высвобождать американские трудовые и инвестиционные ресурсы под действием иностранной конкуренции и направлять их в прогрессивные отрасли, осуществляя тем самым технологическое обновление экономики. Но это частный позитивный результат, который не может компенсировать общие потери экономики США в перспективном плане.

Торговые отношения между США и Японией. Одним из наиболее уязвимых экспортных рынков Соединенных Штатов традиционно являлась Япония, в торговле с которой США постоянно имели крупный торговый дефицит. В течение 1960–1980-х гг. проблема дефицита в торговле США, как уже говорилось, выступала главным раздражителем отношений экономических и политических деловых кругов обеих стран. В 1970–1990-е гг. Япония экспортировала товары в Соединенные Штаты на десятки миллиардов долларов, что превышало импорт из США. В результате отрицательное сальдо для США в торговле с Японией стало обычной практикой. Но острота этих противоречий в последние годы несколько спала, поскольку разрыв стал меньше, да и позиции Японии, которые она занимала на протяжении предыдущих десятилетий в торговле с США, перехватывает Китай. Китай в двусторонней торговле с США имел положительное сальдо в размере более 120 млрд долл., в 2008 г. (для сравнения: Япония в том же году – 90 млрд долл.). Таким образом, как бы ни развивалась экономика Японии, быстрыми или медленными темпами, ее положительное сальдо в двусторонней торговле с США является устойчивой и давней тенденцией, определившейся еще в 1970-е гг. В силу этого издавна существующие торгово-экономические противоречия между двумя ведущими экономическим державами мира хотя и постоянны, но носят затухающий характер. Это связано с тем, что Япония перестала быть динамичной экспансионной силой на американском рынке, какой она была в те времена, когда японские компании и банки скупали одно за другим американские предприятия. Американскому общественному мнению казалось, что Япония совершает чуть ли не оккупацию Америки. Ныне ситуация изменилась, и эта стратегия перешла от Японии к группе других стран.

В борьбе со своими торговыми партнерами США часто прибегают к использованию классических методов протекционизма. Указанные подходы широко использовались США в торговых переговорах не только с Японией, по и со странами Латинской Америки и Европейского Союза. В последние годы эти же методы практикуются и в торговых отношениях с развивающимися странами, корпорации которых стали проникать на внутренний рынок США.

Торговые отношения США и Канады. Двусторонняя американо-канадская торговля традиционно занимает настолько важное место, что требует постоянного к себе внимания. И дело не только в абсолютных размерах торговли, которые значительны, особенно для Канады. Эта торговля между двумя странами имеет свои особенности. Во-первых, подавляющая часть экспорта и импорта в обоих направлениях – это продукция, производимая на дочерних предприятиях американских компаний в Канаде или в международных корпорациях в Канаде, а частично и в США.

Во-вторых, канадскую промышленность в определенной степени можно рассматривать как естественное продолжение американской промышленности. Процессы экономической интеграции на континенте имели глубокий характер еще в 1950-е гг. При этом главной движущей силой интеграции выступало не государство (как в Западной Европе), а крупные корпорации, т.е. здесь развивалась частномонополистическая форма интеграции. Поэтому основная доля как экспорта, так и импорта двух стран приходится на готовые изделия (машинотехническую продукцию) и оборудование (более 80%). На продукты сельского хозяйства приходится менее 5%. Одновременно Канада экспортирует на американские предприятия значительную долю нефти и горнорудной продукции (сталь, медь, алюминий, цинк и т.д.).

Интеграционные поставки существенно затрагивают и топливо – западные провинции Канады (провинция Альберта), где добывается нефть, поставляют ее в восточные районы США вблизи границы, где расположены нефтеперерабатывающие заводы Америки; в то же время промышленные центры провинций Канады – Квебека и Онтарио – снабжаются нефтью и топливом с территорий США. Такая территориальная специализация, продиктованная географией размещения минеральных ресурсов и промышленных центров, дает преимущества обеим странам.

Торговые отношения США и Китая. Торговля между двумя странами в последние 10–15 лет возрастала стремительно и превратилась в весьма серьезный фактор как для американского, так и для мирового товарного рынка. На американский рынок поступают китайский шелк, текстильные товары, одежда, игрушки, фарфоровая посуда, изделия электроники и многое другое. Китай – главный торговый партнер США.

В обратном направлении, из Америки в Китай, поступают грузовые и легковые машины, строительная техника, сложное технологическое оборудование, станки, системы связи и т.д. Вот уже несколько лет подряд торговый баланс США сводится с всевозрастающим дефицитом. США поддержали вступление Китая в ВТО, рассчитывая, что либерализация его внутреннего рынка позволит американским корпорациям проникнуть на китайский рынок и здесь начать активное торговое контрнаступление. Действительно, Китай выполнил большую часть условий и правил ВТО. Но американские корпорации, как и фирмы других развитых стран, получив возможности действовать на китайском внутреннем рынке, не смогли изменить ситуацию в пользу США (в части торговли). По-видимому, им сложно адаптироваться к китайскому рынку, на котором действует огромное число мелких и средних фирм с характерной для них мобильностью, гибкостью маневра в рыночной тактике, низким уровнем затрат на заработную плату и инфраструктуру, что обеспечивает им высокую конкурентоспособность. К тому же экспортные компании Китая – это или государственные предприятия, или частные, но неизменно пользующиеся мощной государственной поддержкой. В результате китайский поток товаров неудержимо накатывается па американские рынки, вызывая сильное беспокойство в среде конкурентов (но не потребителей), что получает отражение в умонастроениях правящих деловых и политических кругов страны.

Вопросы двусторонней американо-китайской торговли были предметом различных переговоров между представителями правительств двух стран в последние годы, но ощутимых результатов они не дали. США даже обращались в ВТО с жалобой на Китай, обвиняя его в "несправедливой" торговой политике и утверждая, что денежная единица Китая чрезмерно "облегчена", что усиливает конкурентный потенциал китайских компаний. В последний период обострились торговые отношения по поводу китайских текстильных товаров, хлынувших в Америку. В результате американские компании не выдерживают конкуренции и несут убытки. Очевидно, впереди обе страны ждут более острые противоречия в области торгово-экономических отношений.