Азербайджан

Азербайджан находился в составе Российского государства с начала XIX в.

Исторический экскурс. В результате длительных российско-персидских войн, на основании Гюлистанского (1813) и Туркманчайского (1828) мирных договоров, Азербайджан был разделен между Россией и Персией: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный – к Персии (Ирану).

Бездействие центральных властей СССР привело в 1989 г. к конфликту между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха. Данный инцидент можно отнести к разряду искусственных, тщательно спланированных геополитических конфликтов, целью которых являлось дискредитация центральной власти и уничтожение СССР. После уничтожения СССР, с точки зрения США, "независимый Азербайджан может стать коридором для доступа Запада к богатому энергетическими ресурсами бассейну Каспийского моря и Средней Азии". Этот тезис предопределил политику Запада по отношению к данной Республике. На Азербайджан приходится самая большая группа (более 4 тыс. чел.) кавказских офицеров среднего и высшего ранга, получивших образование в военных академиях Турции. Азербайджан принимает регулярное участие и в военных маневрах НАТО.

Фактически в Азербайджане создано централизованное авторитарное правление клана покойного президента Г. Алиева. Все его родственники находятся на ответственных государственных должностях или в крупном бизнесе. Его сын получил пост Президента Республики фактически по наследству.

Большие нефтяные месторождения, против ожидания, не были найдены на Каспии, что заставило руководство Азербайджана несколько скорректировать свою политику. Экономическое положение в стране является сложным, теневая экономика составляет до 40% от ВВП. Проблема занятости в основном решается за счет миграции в Россию. Численность азербайджанцев, занятых в России, оценивается примерно в 2 млн чел.

В отношениях с Азербайджаном Россия проявляет известную двойственность, причина которой в ее особых отношениях с Арменией.

Армения

Исторический экскурс. В состав российского государства восточная Армения вошла в результате русско-персидских (1813, 1829) и русско-турецкой (1878) войн.

Армения являлась в СССР одной из немногих республик, в которой коренное население – армяне составляли в разные периоды около 90% от общей численности населения. Учитывая многочисленную армянскую диаспору вне своей территории, в стране удалось легко разжечь националистические чувства и свыше 99% населения высказались на референдуме 1991 г. за ее независимость.

Геополитическая катастрофа СССР отразилась самым негативным образом на положении Армении. В результате разрыва экономических отношений между бывшими советскими республиками в 1990-х гг. новообразованное государство оказалось на грани экономического краха. Армению покинуло около миллиона человек. Учитывая неблагоприятное геополитическое окружение, в частности отношения с Турцией, армянское руководство было вынуждено возвратиться к традиционной политике ориентации на Россию, что проявляется в стремлении данной страны вступить в Евразийский экономический союз.

Центральная Азия и Каспийский регион

Центральная Азия вошла в Российскую империю в конце XIX в. Уничтожение СССР крайне негативно сказалось на положении советской Средней Азии, руководители которой до последнего дня были против разрушения единого государства.

Как и на Кавказе, административные границы здесь не совпадали с этническими. Казахи и кыргызы составляют примерно половину населения в своих собственных странах. Узбекистан обладает монолитным в этническом плане населением, однако в двух крупных городах – Бухаре и Самарканде – население преимущественно таджикское. В то же время узбекская диаспора является крупнейшим национальным меньшинством в Таджикистане и Туркменистане, и вторым по величине в Кыргызстане.

Расчленение СССР фактически уничтожило Туркманчайский договор между Российской империей и Ираном, в соответствии с которым Каспийское море оказывалось во владении двух государств – Ирана и России. Проблема раздела Каспийского моря является достаточно болезненной во взаимоотношениях России и Ирана.

Большинство стран региона в 1990-е гг. начало ориентироваться на США и Китай. Торговый оборот России со странами Центральной Азии и Каспийского региона, за исключением Казахстана, т.е. Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана, по сравнению с другими странами СНГ невысокий (немногим более 6% от общего товарооборота). В течение 1990-х гг. устойчиво падала и доля России в торговом обороте данных стран.

Все центрально-азиатские республики сталкиваются с проблемой значительного увеличения числа молодых людей – в некоторых странах до 40% населения моложе 15 лет (этот уровень вдвое превышает аналогичный показатель для большинства развивающихся стран), что ведет к росту безработицы и социального недовольства.

Россия фактически сама втягивала эти бывшие республики СССР в сотрудничество с Западом, хотя именно эти республики на всех этапах дезинтеграции СССР были ее последовательными противниками. Существование в составе Российской империи, а затем СССР позволило данному региону существенно повысить свои социально-экономические показатели по сравнению с соседями: Афганистаном, Пакистаном и даже Турцией. Сейчас ситуация изменилась, сокращение экономических связей превратило данный регион в наиболее отсталый не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Стремительно ухудшается социально-экономическая ситуация, только в Казахстане насчитывается более миллиона наркоманов.

Пытаясь сохранить свое влияние в регионе, Россия стремится усилить экономическое присутствие. Одним из результатов таких изменений стал запущенный в эксплуатацию 1500-километровый трубопровод от казахстанских нефтяных месторождений Каспийского моря через территорию Казахстана и России к расположенному на Черном море порту Новороссийск. Строительство трубопровода продолжалось с 1999 по 2001 г.

Заключенные при молчаливом согласии России в конце 2001 г. соглашения правительств Узбекистана, Киргизии и Таджикистана с США о базировании на территории данных среднеазиатских республик Военно-воздушных сил НАТО, значительно подрывают влияние России в данном регионе. После пресечения попытки государственного переворота, начавшегося с беспорядков в Андижане (2005 г.), Узбекистан официально заявил о выходе из организации ГУУАМ, позиции которой становились все более антироссийскими. Он присоединился в 2006 г. к Организации Договора о коллективной безопасности, заключил с Россией союзнический договор, вступил в ЕврАзЭС (но в 2008 г. приостановил членство в сообществе) и закрыл для американских Военно-воздушных сил базу Карши-Ханабад, использовавшуюся с 2001 г. для воздушной поддержки операций в Афганистане. Крайне нестабильной остается ситуация в Киргизии, на территории которой одновременно находится американская и российская военные базы. Государственный переворот в 2010 г. в этой стране, сопровождавшийся значительными человеческими жертвами, негативно повлиял на геополитическую ситуацию в регионе.

Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан, Азербайджан в совокупности имеют запасы нефти и газа сопоставимые с запасами Саудовской Аравии и Ирака, двух ведущих ближневосточных поставщиков нефти для Запада. Поэтому западные нефтяные кампании активно проникают в Центральную Азию.

На территории бывших центральноазиатских советских республик находится до 4500 американских военнослужащих. На октябрьском 2002 г. саммите стран СНГ Киргизия и Таджикистан заявили о размещении военных баз США на постоянной основе. Закрепление в Центральной Азии и было главной задачей США в операции против Афганистана и уж никак не разгром режима талибов, который они создали собственными руками. В последнее время США неоднократно заявляли, что они пришли в данный регион надолго.

Отношения наиболее развитой страны данного региона – Казахстана с Россией носят противоречивый характер, впрочем, как и политика России. С одной стороны, усиление казахского национализма грозит полностью обескровить промышленность, поскольку на большинстве промышленных предприятий инженерный персонал составляют русские. С другой – политика привлечения иностранного капитала требует дистанцирования от России. Казахстан, где более трети населения – русские, транспортирует сегодня 95% своей нефти через Россию по нефтепроводу с тенгизских месторождений до российского черноморского порта Новороссийск. Россия арендует космодром Байконур, но на невыгодных для себя условиях.

Американская точка зрения на регион Центральной Азии достаточно ясно определена З. Бжезинским: "Усиливающееся американское присутствие в Центральной Азии не является преднамеренным стратегическим планом, но оно определенно будет возрастать, потому что государства Центральной Азии не хотят, чтобы в их регионе доминировала Россия или Китай. Усиливающееся американское участие в делах этих стран, таким образом, с их точки зрения является очень желаемым явлением. Мы уже наблюдаем расширение здесь американского политического и экономического влияния, которое также включает и военную сферу, и этот процесс, вероятно, также будет продолжен".

Таким образом, Россия последовательно и методично вытесняется из традиционных зон геополитического влияния. Вслед за республиками Балтии пришла очередь республик СНГ. "Эта “новая” геополитическая реальность стара как мир и отражает вовсе не борьбу либерализма с коммунизмом. Она побуждает осмыслить историю уходящего тысячелетия. Упорство, с которым англосаксы повели Европу и демократическую Германию по стопам рейхсвера на Восток, оказывают давление на уже некоммунистическую Москву, позволяют рассматривать эти явления как проявления одного и того же начала, имманентно присущего культурно-историческому самосознанию Запада, заметного у гуманиста Ф. Петрарки и просветителя И. Г. Гердера, философов истории Г. Гегеля и Ж. де Местра, презрения ко всему незападному и неудержимого влечения к “власти и хлебу”, к господству и подчинению".

Главная потенциальная внешняя стратегическая угроза для России и большинства стран СНГ – разрыв между высоким уровнем запасов природных ископаемых и слабой освоенностью территорий, что в свою очередь обусловлено низкой плотностью населения, а также отсутствием всех необходимых и достаточных компонентов национальной силы, прежде всего экономической и военной, для их удержания и освоения.