Авторские модификации технологии

Авторская модификация – это индивидуальное прочтение общей идеи и воплощение ее в практику в соответствии с личным пониманием, конкретными возможностями. Сегодня в нашей стране существуют сотни прекрасно работающих учебно-воспитательных заведений, где трудятся тысячи прекрасных учителей. Лучшие образцы наших технологий превосходят знаменитые западные системы. Для нас они особенно ценны тем, что вписаны в отечественные реалии, созданы для наших условий.

Авторская система В. А. Караковского

Владимир Абрамович Караковский (р. 1932) – народный учитель СССР, академик, директор московской школы № 825[1], где идеи педагогики сотрудничества, развиваясь и совершенствуясь, воплотились в целостную технологию воспитания. И хотя ядром воспитательной системы у В. А. Караковского является сплоченный разновозрастный общешкольный коллектив, в ней наличествует много элементов, характерных для демократического свободного воспитания. Как отмечает В. А. Караковский, обновление воспитательной системы в школе пошло по пути актуализации. Была создана новая идеология школьной воспитательной системы, основанная на общечеловеческих, вечных моральных ценностях. Детей воспитывают на базисных понятиях:

• Земля – общий дом человечества;

• Отчизна – единственная для человека Родина;

• Семья – ближайшее окружение человека, его опора;

• Труд – основа человеческой жизни;

• Знания – необходимое для человека средство развития;

• Культура – духовное богатство человечества;

• Мир – главное условие существования Земли и человечества;

• Человек – высшая абсолютная ценность.

Для усвоения каждым школьником главных ценностей, подчинения своей жизни многочисленным требованиям, вытекающим из их соблюдения, разработана и внедрена целостная система воспитательной работы. В ней в оптимальном сочетании соединены общешкольные и классные воспитательные дела. Годовой цикл воспитательной работы концентрируется вокруг нескольких ключевых дел школьного коллектива. Ключевые дела – это, как правило, яркие события, периоды повышенного напряжения, воспитание "большими дозами".

Главным композиционным узлом системы является коммунарcкий сбор. Он проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками. Его трудно определить как отдельный вид работы. Это самостоятельная духовная ценность, феномен школьной культуры, передаваемый от поколения к поколению. Коммунарский сбор – действующая модель оптимальных человеческих отношений. По времени он занимает меньше 1% учебного года, тем не менее является самым сильным катализатором формирования чувства "мы" – важнейшего для осмысления и понимания каждым воспитанником своего места в жизни, принадлежности к миру, стране, группе.

В школе действует система больших и малых традиций. Например, уже много лет ко Дню учителя готовится специальная творческая программа, в которой принимают участие все педагоги школы. Одна из ее частей – торжественный ритуал посвящения в учителя школы № 825. Новое пополнение (а это обычно выпускники школы) принимает обязательства трудиться в соответствии со школьными традициями, приумножать и развивать их. Нонетолько учителя, а и воспитанники школы обязаны развивать в себе семь добродетелей:

• верность школе;

• благонравие;

• честное отношение к делу;

• высокий профессионализм;

• стремление к самосовершенствованию;

• любовь к детям;

• уважение к администрации.

Перечень всех форм и методов воспитательной работы, применяемых в школе № 825, занял бы слишком много места. Отметим среди них такие: общественный смотр знаний; работа штабов знаний; межпредметные, интегрированные уроки; межвозрастные уроки; разнообразные творческие работы учеников; учебно-воспитательная диагностика; перенесение на семью школьных форм работы; взаимное обучение; уроки обмена; дополнительные уроки по выбору; профильные факультативы; зачетная система обучения; уроки-бенефисы; уроки трех уровней; уроки под голубим небом; конкурс шпаргалок; создание ситуаций свободного выбора; многовариативность заданий; партнерство учителей и учеников; проведение уроков учениками педагогических классов; интегрированные зачеты; защита идей; тихий опрос; путешествие в страну тайн; клуб "почемучек"; читай-город; познавательный КВН; исторические игры; педагогиада; защита фантастических проектов; новые формы экзаменов; деловые и ролевые игры; мозговая атака; университет старшеклассников; научная конференция; брифинг; праздник знаний; суд над предметом; 60 секунд интересной информации; предметный ринг; посвящение выпускников начальной школы в пятиклассники; работа учеников начальной школы на компьютерах; организация персональных выставок учеников и учителей; работа на уроке справочного бюро "Прямая линия"; практикум доброты; встречи на уроке; интервью с историческим персонажем; пятиминутка рефлексии; конкурс вопросов; использование коммунарской методики; встречи с интересом; обозреватели за круглым столом; час вопросов и ответов; устный журнал "Необыкновенное рядом"; игра "Что? Где? Когда?"; дидактические сказки; путешествие но предмету; аукцион знаний; пятиминутка любознательных; робинзонада; дидактический театр; азбука дидактических знаний; экскурсии; походы; экспедиции и т.д.

В школе № 825 ставка сделана на самоуправление. Три- четыре раза в году собирается Большой совет, включающий в себя ученический актив 5–11 классов вместе с классными руководителями, а также совет старшеклассников и все взрослое руководство школы. Особое место в воспитательной системе школы занимает трехдневный лагерный сбор актива – молодежная коммуна. Это идеальная модель воспитательного коллектива, интегрированная форма воздействия на детей и взрослых, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов воспитания.

Авторская технология В. А. Караковского вне всякого сомнения является значительным шагом вперед в деле демократизации школы, превращения ее в открытую социальную систему. Это вывод учебно-воспитательного процесса за рамки строгой регламентации, отход от жестких командно-административных схем управления. Школа Караковского движется в направлении свободного воспитания, предоставляя своим воспитанникам больше шансов для закрепления в рыночном обществе. По отзывам прессы, выпускники школы лучше вписываются в рыночные реалии, а это один из главных показателей правильности выбранного направления.