Лекция 17. Авторская песня

После изучения данной главы студент должен:

знать

особенности авторской песни как явления русской поэтической культуры середины и второй половины XX в.;

• основные этапы творческого пути крупнейших ноэтов-бардов Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Галича;

уметь

• проследить связь творчества поэтов-бардов с традициями русской поэзии;

• объяснить причины возникновения и широкого распространения авторской песни;

• показать, какое место авторская песня занимала в литературе и культуре второй половины XX в.;

• анализировать стихи-песни Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, Л. Л. Галича, других представителей направления авторской песни;

владеть

• понятиями "лирический герой", "песенная поэзия", "бард", "синтез искусств";

• навыками литературоведческого анализа поэтического текста.

Начиная со второй половины 1950-х гг. в большую литературу вошла и широко распространилась (особенно среди молодежи) авторская песня – музыкально-поэтическое направление, предполагающее исполнение автором (обычно под гитару) собственных произведений, в которых ему принадлежат, как правило, и стихи, и мелодия. Среди авторов "первой волны" наибольшую известность получили Михаил Леонидович Анчаров (1923–1990), Юрий Иосифович Визбор (1934–1984), Юлий Черсанович Ким (р. 1936), Новелла Николаевна Матвеева (р. 1934), Александр Моисеевич Городницкий (р. 1933), наконец Булат Шалвович Окуджава, которого порой считают родоначальником авторской песни, хотя хронологически эго не совсем точно. Позже, в начале 1960-х, появляются первые песни Владимира Семеновича Высоцкого (1938–1980) и Александра Галича (Александр Аркадьевич Гинзбург; 1918–1977), вместе с Окуджавой составляющих классический бардовский триумвират. Если Окуджава наиболее лирично выразил тонкий эмоциональный мир интеллигента, то Галича, сочинением остросоциальных песен фактически порвавшего с благополучной жизнью советского драматурга и киносценариста, можно назвать певцом протеста – протеста против лжи, царившей в тогдашней общественно-политической атмосфере страны. Высоцкий же (возможно, вообще самая значительная фигура в авторской песне) с присущим ему острым и точным чувством национального менталитета создал уникальную поэтическую "энциклопедию" русской (или советской) жизни 1960–1970-х гг. и одновременно как никто другой выразил ощущение трагической расколотости сознания современного человека. Неудивительно, что самые крупные авторы пришли со "второй волной", на уже взрыхленную почву: Галич и Высоцкий сформировали свои художественные принципы в полемике с "романтическим утопизмом “шестидесятников” (ощущая, конечно же, прочнейшую духовную связь с этой формацией)"[1]. В начале 1960-х гг. к когорте бардов прибавились и другие имена: Юрий Алексеевич Кукин (1932–2011), Евгений Исаакович Клячкин (1934–1994), Александр Александрович Дольский (р. 1938).

Истоки явления

Как и многие другие явления культурной жизни 1950– 1960-х гг., авторская песня обязана своим появлением атмосфере общественного оживления эпохи "оттепели". Демократичностью, публицистичностью, формой подачи стиха она сродни так называемой эстрадной поэзии (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский и др.), вместе с тем авторская песня шла дальше по пути политической независимости и бескомпромиссности. Социальный феномен авторской песни заключался прежде всего в том, что человек эпохи "оттепели" уже имел определенные идеи, которые хотел донести до публики, и в стремлении сделать это обходил официальные запреты. Бороться с авторской песней было невозможно: не нуждаясь в типографском станке, она бесконтрольно расходилась по стране в магнитофонных записях (по аналогии с самиздатом ее называли "магнитиздатом"). Словно ощущая свое бессилие, власть относилась к бардам довольно жестко. Многие из них в разной мере испытали на себе официальное неприятие и давление. Так, Юлию Киму долгое время приходилось пользоваться псевдонимом. Владимир Высоцкий не раз подвергался травле в печати и сталкивался с различными запретами. Александр Галич, исключенный из Союза писателей и Союза кинематографистов и тем лишенный средств к существованию, был вынужден эмигрировать из страны и умер в изгнании.

Эстетическая природа авторской песни неоднозначна. Прежде всего она отличается от традиционной поэзии музыкально-исполнительской стороной: полнота восприятия обеспечивается здесь, помимо самих стихов, еще и мелодией, ритмом, интонацией, голосом (особенно выразительной и богатой нюансами была исполнительская манера Высоцкого). В этом смысле авторская песня восходит к древней традиции синкретизма в искусстве; в искусстве нового времени для нее важен опыт "ариеток" Александра Вертинского (которого Галич называл "родоначальником русского шансоньерства"), театральных зонгов Бертольда Брехта и других близких им явлений. С другой стороны, авторская песня – это особая форма бытования лирической поэзии; во многих своих образцах она не уступает "письменной" поэзии первого ряда. К тому же многие программные произведения крупных бардов не стали песнями, остались в архиве именно как стихотворения, поэтому закономерно рассматривать авторскую песню в первую очередь как явление литературы.

Тематический и проблемный спектр авторской песни очень широк, он в каком-то смысле адекватен сложной и многообразной реальности, открывшейся сознанию человека второй половины XX в.