Авторитет

Авторитет – это, во-первых, влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д., а во-вторых, это внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности.

В первом значении понятие "авторитет" в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя. В этом смысле определенным авторитетом обладает любой индивид, который легко добивается от партнеров по взаимодействию и общению подчинения и мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но сам по себе факт послушания в условиях ролевого давления не гарантирует того, что в ситуации ослабленного контроля поведение индивида качественно не изменится. При этом падение ролевого статуса носителя властного авторитета нередко приводит к принципиальному снижению степени его влияния, так как основой последнего являлась именно и только его формально-статусная позиция. Подобный тип влияния в социальной психологии определяется как "авторитет власти". Во втором значении авторитет может и не совпадать с властью – им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими официальными полномочиями, но обладающий, несмотря на это, подлинной "властью авторитета".

Обязательной составляющей такого, собственно личностного авторитета является высокая ценность индивида для окружающих и как источника значимой для них информации, и как позитивно референтного лица, чье мнение рассматривается в качестве важного ориентира, необходимого для обоснованного принятия решения. Степень социального влияния конкретного лица резко возрастает, если происходит интеграция ролевого и личностного авторитета.

Отношения авторитетности – качественно более высокая ступень развития межличностной значимости, чем собственно референтные отношения. Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в сознании других и значимостью для этих других тех преобразований, которые он осуществил своей деятельностью в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности окружающих. Авторитет того или иного лица может признаваться не только в той области, в которой он был изначально завоеван. Возможен процесс "иррадиации авторитета", т.е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности на авторитетное влияние не проверялось. В том же случае, когда индивид признается авторитетным лишь в одной из сфер жизнедеятельности и не выступает в качестве такового в других, в социальной психологии принято говорить о "спецификации авторитета". При этом спецификация авторитета в реально функционирующих малых группах наиболее ярко проявляется в условиях многоплановой групповой деятельности, а иррадиация авторитета – в условиях жестко структурированной групповой монодеятельности, что нередко приводит к высокой степени персонализированности элиты в сознании деперсонализированной основной части членов общности. Авторитет является одним из трех факторов (наряду с аттракцией и властными полномочиями), характеризующих "значимого другого".

Групповая идентификация

Групповая идентификация – складывающаяся в процессе взаимодействия и общения форма межличностных отношений, проявляющаяся в их эмоциональной насыщенности и направленности, которые определяются восприятием членами сообщества переживаний своих товарищей по группе как стимула собственной активности для достижения успеха в решении групповой задачи.

По сути дела, "родовым" по отношению к термину "групповая идентификация" понятием является понятие "идентификация", которое в рамках современной социальной психологии выступает в качестве содержательно-интерпретационного "ключа" при анализе по меньшей мере трех хоть и взаимосвязанных, но вполне самоценных предметных областей психической реальности.

Во-первых, идентификация – это процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных тех норм, ценностей, образцов, которые исповедует, которыми пользуется этот другой индивид или группа.

Во-вторых, идентификация – представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями.

В-третьих, идентификация – это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека, результатом этой деятельности является усвоение его личностных смыслов.

Что касается групповой идентификации, то степень ее выраженности и "знак" порождаемой ею поведенческой активности служат одним из важнейших показателей характера межличностных отношений и уровня социально-психологического развития группы. В группах высокого уровня социально-психологического развития групповая идентификация приобретает характер идентификации коллективистской.

В рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе коллективистская (действенная групповая эмоциональная) идентификация оценивается в качестве одного из самых важных психологических феноменов межличностных отношений и в содержательном плане представляет собой реально проявляющуюся в совместной деятельности способность реализовать такую активность, которая отражает готовность относиться к переживаниям, желаниям, чувствам, интересам других членов группы как к своим собственным. При этом способность и к сочувствию, и к сорадованию в условиях высокоразвитых групп напрямую связана, прежде всего, с фактом действительного опосредствования межличностных отношений ОГЛАВЛЕНИЕм и целями личностно значимой совместной деятельности. Следует специально отметить, что для диагностики уровня выраженности коллективистской идентификации в реальной контактной группе была создана оригинальная аппаратурная методика – методика определения степени выраженности действенной групповой эмоциональной идентификации в системе межличностных отношений в группе[1].