АВАНГАРДИЗМ

Предмодернизм - первый (начальный) период художественного развития эпохи авангардизма; группа художественных направлений в художественной культуре второй половины XIX в., открывающая целую стадию новейшего художественного развития (стадию утраченных иллюзий).

В период предмодернизма особенности модернизма только складывались, художники в своих поисках не впадали в крайности и придерживались во всем (в том числе и в маскировке) меры. Последнее обусловило плавный переход произведений этого периода авангарда в художественную классику, что косвенно подтверждают аукционы "Сотбис", на которых произведения этого периода продаются ныне за 50 и даже 60 млн долл.

Предмодернизм объединяет натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм, парнасцианизм, прерафаэлитизм, эклектизм. Каждое из этих художественных направлений характеризуется и определяется тем, что создает такую художественную реальность, которая несет устойчивую художественную концепцию мира и личности. Художественное направление - инвариант художественной концепции мира и личности. Далее при описании художественных направлений заголовок каждого подраздела главы будет содержать краткую формулу инварианта художественной концепции мира и личности.

Натурализм. Естественный человек в мире "второй природы"

Что такое натурализм .

Натурализм - художественное направление последней трети XIX в., утвердившееся вначале во французской литературе, а затем распространившееся в Европе и США и программно стремившееся к сопряжению художественной деятельности с научным познанием, к объективному изображению жизни в ее будничных подробностях и к изображению человеческих характеров в их обусловленности наследственностью и средой. Пора расцвета натурализма приходится на период конца 60-х - середины 80-х годов XIX в. Натуралистический подход к реальности предложили братья Гонкур в романе "Жермини Ласерте" (1865), где исследовалось мизерабельное существование девушки-служанки. Золя восхищался этим произведением.

Художественная концепция

Натурализм - художественное направление, инвариант художественной концепции которого - утверждение человека плоти в вещно-материальном мире; человек, даже взятый лишь как высокоорганизованная биологическая особь, заслуживает внимания в каждом своем проявлении; при всем своем несовершенстве мир устойчив и все подробности о нем общеинтересны.

В художественной концепции натурализма уравновешены желания и возможности, идеалы и реальность, ощущается известное самодовольство общества своим положением, хотя натурализм не закрывает глаза на несовершенство человека и мира, однако не желает что-либо менять в нем.

Предшественники и традиции

Эмиль Золя начал работу (1868) над серией романов о Второй империи. В замысле и в его осуществлении Золя опирался на реалистическое наследие творчества Оноре Бальзака. Золя писал: "Когда ищешь, в каком же классе Бальзак увидел живые силы нации, обнаруживаешь, что он открыл их в великом изгое - народе" (газета "Le Rappel" 13 мая 1870).

Формированию натурализма споспешествовали дарвиновские эволюционные теории биологии, разработка научных методов изучения общества, применение позитивистской философии и детерминистских теорий к литературе (И. Тэн). Сторонники натурализма сосредоточились на изображении преимущественно неблагоприятного социального окружения человеческих существ и на анализе их несовершенства. "Натуралистическое" понимание природы человека было пессимистическим, а порою даже мрачным.