Аудит учетного процесса при финансовом оздоровлении

Государственную политику в сфере финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства) проводит государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству, имеющий территориальные органы, – Федеральная служба финансового оздоровления (ФСФО России).

Аудитору следует проверить, вынесено ли арбитражным судом определение о финансовом оздоровлении по окончании процедуры наблюдения и при наличии решения первого собрания кредиторов. Особое внимание необходимо обратить на наличие оснований для введения процедуры финансового оздоровления. Во-первых, проверить наличие ходатайства учредителей, уполномоченных органов или третьих лиц и обеспечения, превышающего на 20% и более обязательства должника; во-вторых, готовность к погашению долгов через месяц после введения процедуры в течение года пропорционально требованиям кредиторов, равными долями. Исполнение обязательств может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской, государственной или муниципальной гарантией, поручительством.

В первую очередь финансовую помощь должнику могут оказать собственники имущества унитарного предприятия и учредители (участники) юридического лица до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Следует проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой помощи, которая может быть оказана следующими способами:

• в виде возвратной финансовой помощи – займа (процентного, беспроцентного) (отражается по кредиту счетов 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам");

• в форме безвозвратной финансовой помощи – безвозмездное поступление (отражается по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" субсчет "Безвозмездные поступления");

• путем принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей (отражается по кредиту счетов 66, 67);

• путем принятия решения об увеличении уставного капитала – увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций (отражается по кредиту счета 80 "Уставной капитал" с использованием аналитических расчетов по счету 75 "Расчеты с учредителями").

Аудитору следует проверить, как отражены на счетах суммы уплаты процентов, если они предусмотрены по договору займа. Так как данные займы носят непроизводственный характер, проценты не должны приниматься в уменьшение налога на прибыль и отражаться как производственные расходы. Их целесообразно отражать следующей корреспонденцией счетов:

Дебет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), 99 "Прибыли и убытки" – Кредит 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

При аудите отражения в бухгалтерском учете реализации ценных бумаг (выпуск и продажа облигаций) следует проверить точность отражения этих сумм на счетах:

Дебет 51 "Расчетные счета", 50 "Касса" – Кредит 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

При реализации ценных бумаг по цене выше их номинальной стоимости разница между номинальной стоимостью и ценой реализации принимается к учету:

Дебет 50 "Касса" – Кредит 98 "Доходы будущих периодов", 91 "Прочие доходы и расходы".

На сумму обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды кредитуются счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Расходы, связанные с выпуском ценных бумаг, отражаются на дебете счета 91 "Прочие доходы и расходы".

При проведении новации долга оформляют следующую запись:

Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – Кредит 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".