Аудит правильности учета выручки от реализации

Для проведения аудита учета выручки от реализации необходимо определить цель аудита, основные направления проверки и источники информации.

Цель аудита операций по учету выручки от реализации – составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об операциях учета прибыли, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

Основными направлениями проверки являются:

• подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций по учету выручки от реализации;

• подтверждение расчетов налогооблагаемой базы и достоверности отражения ее в учете;

• анализ обоснованности операций по учету выручки от реализации в соответствии с налоговым законодательством;

• изучение организации аналитического учета операций по учету выручки от реализации; соответствия данных отчетности, синтетического и аналитического учета;

• подтверждение правильности оформления операций по учету прибыли (использование унифицированных форм первичной учетной документации; вопросы налогообложения);

• соблюдение графика документооборота по учету выручки от реализации.

Последовательность и оформление результатов аудита. Аудиторские доказательства достоверности отчетности

Аудитор должен проверить достоверность отчетности во всех существенных аспектах. В этой связи необходимо при планировании произвести расчет уровня существенности, а при формировании результатов – дать оценку обнаруженных недостатков в соответствии с уровнем существенности. В различных источниках приводятся разные по форме, но однозначные по сути описания понятия "существенность".

Совет по бухгалтерским стандартам Великобритании считает, что информация является существенной, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономическое решение пользователя, основанное на финансовой отчетности. Существенность зависит от величины рассматриваемой информации в конкретных обстоятельствах ее неприведения или искажения.

Совет но стандартам финансового учета США определяет существенность как значимость пропусков или ложных заявлений в учетной информации, ввиду которой при определенном стечении обстоятельств возникает вероятность, что ее пользователь изменит свое первоначальное мнение, основанное на доверии к ней.

Исходя из приведенных трактовок, можно сделать следующие выводы.

1. Существенность не предполагает обязанность аудитора проверить бухгалтерскую отчетность организации и дать заключение о ее достоверности с точностью до единицы измерения, в которой эта отчетность составлена.

2. Существенность – это параметр возможного изменения информации, способного повлиять на мнение ее компетентного пользователя.

3. Существенность не может выражаться в постоянно существующей абсолютной цифре.

4. В каждом конкретном случае, для каждой организации существенность может быть различной.

5. Критерием оценки существенности может быть лишь то предельное значение возможной ошибки в бухгалтерской отчетности, которая может изменить ее до состояния, не позволяющего квалифицированному пользователю сделать на ее основе правильные выводы и принять экономически обоснованные решения.

Определение существенности производится аудитором в период разработки плана и программы аудита, поскольку ее уровень влияет на объем предстоящей работы и выводы, которые надлежит сделать в заключении но итогам проверки.

При подготовке общего плана аудита аудиторской организацией следует установить применимые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Доказательства, полученные самой аудиторской фирмой, обычно более достоверные, чем доказательства, предоставленные проверяемой организацией.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

• первичные документы;

• регистры бухгалтерского учета;

• результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности;

• составление документов;

• бухгалтерская отчетность.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

Аудитор также проверяет соответствие ведения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по НДС законодательным актам РФ.