Лекция 18. АУДИТ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА, ОБРАЩЕНИЯ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

В результате изучения главы студент должен:

знать

этапы проведения аудита издержек производства, обращения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

• особенности построения и организации каждого этапа проведения аудита издержек производства, обращения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

• понятие, цели, задачи, принципы, структуру аудита издержек производства, обращения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

уметь

• предоставлять обоснованное мнение достоверности и полноты информации о формировании издержек производства и обращения, исчислении себестоимости продукции (работ, услуг), отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;

владеть

• основными источниками информации для проведения данного раздела аудита;

• методикой проведения аудита издержек производства, обращения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Цель аудита издержек производства, обращения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) – представить обоснованное мнение достоверности и полноты информации о формировании издержек производства и обращения, исчислении себестоимости продукции (работ, услуг), отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Основными источниками информации для проведения данного раздела аудита являются оборотные ведомости аналитического учета но счетам 20, 40, 41, 43, 44, 45, бухгалтерские справки по расчету себестоимости готовой продукции и незавершенного производства, технологические карты, формы № М-8 "Лимитно-заборная карта", № М-11 "Требование-накладная", накладные на внутреннее перемещение материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, товаров, акты инвентаризации.

До начала проведения проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, структуру, масштабы и специализацию каждого вида его производственно-хозяйственной деятельности. В связи со сложностью данного раздела целесообразно провести оценку системы внутреннего контроля списания затрат и формирования издержек производства.

Аудит издержек производства, обращения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) организации состоит из следующих этапов:

• аудит издержек производства;

• аудит калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и расчета незавершенного производства;

• аудит издержек обращения.

Аудит издержек производства

Принципы ведения бухгалтерского учета производственных затрат должны быть документально оформлены в отдельном положении, приказе или являться составной частью учетной политики предприятия. Особенности построения организационной структуры предприятия и производственного процесса определяют порядок построения учета издержек производства на конкретном предприятии. Данный этап аудита включает в себя:

• оценку распределения затрат по счетам бухгалтерского учета с точки зрения соответствия принятым в организации правилам;

• анализ состава и распределения затрат по счетам бухгалтерского учета (счета 20, 23, 25, 26, 28, 29)и порядка их аналитического учета;

• аудит состава и порядка списания резервов предстоящих расходов;

• аудит состава и порядка списания расходов будущих периодов;

• сверку данных бухгалтерского учета затрат на производство с данными бухгалтерской отчетности.

Первоначально необходимо изучить принятый в организации порядок учета затрат. Данный механизм должен быть документально закреплен в учетной политике. На основании Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее – приказ № 94н), в организации должен быть разработан рабочий план счетов. Аудитору необходимо удостовериться, что используемый набор счетов бухгалтерского учета является достаточным для формирования полной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

Далее изучается состав затрат, порядок организации их аналитического учета (табл. 18.1), взаимосвязь между счетами затрат.

Таблица 18.1

Памятка аудитора для сбора доказательств по распределению затрат по счетам бухгалтерского учета (счета 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29) и порядку аналитического учета затрат

Номера

счетов

Наименования

счетов

Признак аналитического учета

20

Основное производство

• по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Если формирование информации о расходах по обычным видам деятельности нс ведется на счетах 20–39, аналитический учет по счету 20 "Основное производство" осуществляется по подразделениям организации;

• по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Если формирование информации о расходах по обычным видам деятельности не ведется на счетах 20–39, аналитический учет по счету 20 осуществляется также по подразделениям организации;

• по видам затрат;

• по видам выпускаемой продукции (работ, услуг);

• по подразделениям организации

21

Полуфабрикаты собственного производства

• по местам хранения полуфабрикатов;

• по отдельным наименованиям (видам, сортам и т.д.)

23

Вспомогательные производства

• по видам производств

25

Общепроизводственные расходы

• но отдельным подразделениям организации;

• по статьям расходов

26

Общехозяйственные расходы

• но каждой статье соответствующих смет;

• по месту возникновения затрат

28

Брак в производстве

• но отдельным подразделениям организации;

• по видам продукции;

• по статьям расходов;

• но причинам и виновникам брака

29

Обслужи вающие производства и хозяйства

• по каждому обслуживающему производству и хозяйству;

• по отдельным статьям затрат этих производств и хозяйств

Аудит резервов (оценочных обязательств), созданных в соответствии с ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", выполняется по каждому резерву (табл. 18.2)

Таблица 18.2

Памятка аудитора для сбора доказательств по аудиту оценочных обязательств

Номер и наименование счета

Расходы, отражаемые на счете (признак аналитического учета)

96 "Резервы предстоящих расходов"

• резерв на оплату отпусков (включая платежи

на социальное страхование и обеспечение) работникам организации;

• резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

• резерв по гарантийным обязательствам (расходы

на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание);

• иные оценочные обязательства

Аудит оценочных обязательств проводится в следующем порядке:

• аудит оценочного обязательства (резерва) на соответствие требованиям, предъявляемым ПБУ 8/2010;

• аудит методики расчета оценочного обязательства (резерва);

• аудит дисконтирования оценочного обязательства (резерва);

• аудит формирования и использования оценочного обязательства (резерва).