Аудит финансовой отчетности банков (1006)

Совет по международной аудиторской практике (СМАП) при Международной федерации бухгалтеров (МФБ) выпускает стандарты (MCA) по общепринятой аудиторской практике и сопутствующим услугам, а также по форме и содержанию аудиторского заключения. Данные стандарты призваны обеспечить большее единообразие аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире. Цель данного Положения – предоставить аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применения этих стандартов в контексте аудита международных коммерческих банков. Однако данное Положение не представляет собой исчерпывающего списка процедур и практических приемов, которые следует применять в процессе такого аудита.

Для целей данного Положения понимается, что:

• банк – это особый тип финансового учреждения, которое признано банком контрольными органами в тех странах, где оно осуществляет свою деятельность, и которое, как правило, обладает исключительным правом использовать слово "банк" в своем названии;

• коммерческий банк – это банк, основной функцией которого является принятие депозитов и предоставление займов. Коммерческий банк часто предлагает и другие финансовые услуги, такие как покупка и продажа ценных металлов, иностранной валюты и целого ряда финансовых инструментов, эмиссия и учет переводных векселей, а также выдача гарантий;

• международный коммерческий банк – это коммерческий банк, который имеет действующие офисы в странах, помимо страны его регистрации, или деятельность которого выходит за национальные границы.

Несмотря на то, что данное Положение направлено в первую очередь на аудит международных коммерческих банков, его использование уместно и при аудите коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность только в одной стране. Термин "банк" далее в соответствии с текстом Положения используется для обозначения только международного коммерческого банка.

Банкам присущи указанные ниже характеристики, которые обычно отличают их от большинства других коммерческих предприятий:

• у них на хранении находится большой объем денежных единиц, включая собственно денежные средства и обращающиеся инструменты, физическая сохранность которых должна быть обеспечена. Это касается как хранения, так и перевода денежных единиц; это же делает банки уязвимыми для растрат и мошенничества. Поэтому необходимо установить для банков формальные процедуры функционирования, четко определенные полномочия отдельных лиц и строгую систему внутреннего контроля;

• они совершают большой объем различных операций, значительных как по количеству, так и в денежном выражении. Это требует обязательного наличия сложных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также широкого использования электронной обработки данных;

• обычно осуществляют свою деятельность посредством широкой сети филиалов и подразделений, которые географически удалены друг от друга. Это всегда подразумевает большую степень децентрализации полномочий и рассредоточение учетных и контрольных функций, с последующими трудностями, возникающими при обеспечении единой практики ведения операций и системы бухгалтерского учета, особенно в тех случаях, когда система филиалов выходит за национальные границы;

• часто принимают на себя значительные обязательства, не связанные с переводом средств. Такие статьи, обычно называемые внебалансовыми, могут не сопровождаться бухгалтерскими записями, и впоследствии могут возникнуть трудности при выявлении статей, не отраженных в учете;

• их деятельность регулируется государственными органами, и вытекающие из этого требования регулирования часто оказывают влияние на общепринятую бухгалтерскую и аудиторскую практику в рамках данной отрасли.

При аудите банков возникают особые вопросы, требующие рассмотрения по причине:

• особого характера рисков, связанных с банковскими операциями;

• масштаба банковских операций и вытекающих отсюда существенных рисков, которые могут возникнуть в течение короткого периода времени;

• высокой зависимости от компьютеризированных систем обработки операций;

• влияния нормативных актов в различных юрисдикциях, в которых банки осуществляют свою деятельность;

• постоянной разработки новых продуктов и совершенствования банковской практики, которые могут не сопровождаться одновременным развитием принципов бухгалтерского учета и аудиторской практики.

Во многих странах банки осуществляют те виды деятельности, которые, строго говоря, не относятся к банковской сфере и могут осуществляться не только банками. Эти виды деятельности включают страхование, брокерские операции с ценными бумагами и лизинговые услуги. Данное Положение не ставит своей целью предоставление рекомендаций в отношении аудита подобных видов деятельности.

Положение описывает различные этапы аудиторской проверки банков. При этом особое внимание уделяется тем вопросам, которые характерны или наиболее важны при аудите банков. Кроме того, в иллюстративных целях включены приложения, которые содержат примеры:

• типовых процедур внутреннего контроля в трех основных областях банковской деятельности, включая предоставление кредитов, валютные операции и доверительные операции;

• финансовых коэффициентов, которые обычно используются при анализе финансового положения и результатов деятельности банка;

• аудиторских процедур проверки по существу для целей оценки резерва на возможные потери по ссудам.

В Положении структурированы этапы аудита международных коммерческих банков с конкретизацией по каждому из них особенностей применения международных стандартов аудита. Этапы аудита следующие.

1. Цели аудита и процесс аудита.

1.1. Цели.

1.2. Процесс.

2. Определение условий договоренности об аудите.

3. Планирование аудита.

3.1. Приобретение знаний о клиенте.

3.2. Разработка общего плана аудита.

3.3. Координация работы.

4. Определение степени надежности системы внутреннего контроля.

4.1. Определение, документальное оформление и тестирование контрольных процедур.

4.2. Примеры средств контроля.

4.3. Ограничения, присущие системе внутреннего контроля.

4.4. Рассмотрение влияния внешних факторов.

4.5. Определение характера, сроков и объем проверок по существу.

5. Выполнение процедур проверки по существу.

5.1. Аудиторские методы.

5.2. Соображения, касающиеся процедур проверки по существу.

6. Заключение по финансовой отчетности.