Аудит эффективности расходования бюджетных расходов

Согласно ст. 157 В К РФ Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по аудиту эффективности, который направлен на определение экономности и результативности использования бюджетных средств. При этом под эффективностью использования бюджетных средств в соответствии со ст. 34 БК РФ понимается необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В научной литературе бытует мнение, согласно которому цель аудита эффективности заключается в качественном улучшении самого процесса управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования организаций, вовлеченных в бюджетный процесс. Однако авторы настоящего учебника считают, что подлинная цель аудита эффективности состоит в измерении результативности и экономической эффективности государственных расходов, а также социально-экономических результатов деятельности органов государственной власти и организаций государственного сектора экономики (государственных программ). В рамках аудита эффективности проверяется не процесс принятия решений органами представительной и исполнительной власти и не ход их реализации, а фактически достигнутый результат. Предметом аудита эффективности можно рассматривать конкретную государственную программу или деятельность проверяемого объекта по использованию государственных средств при выполнении возложенных на него функций.

Аудит эффективности можно рассматривать как форму финансового контроля, осуществляемую посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования государственных средств, полученных государственными организациями и учреждениями для запланированных целей, решение поставленных социально-экономических задач и выполнение возложенных функций1-

В аудите эффективности можно выделить следующие функции:

• контроль)гая (проверка деятельности контролируемых объектов);

• аналитическая (поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов);

• синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).

Рассматривая аудит эффективности как длящийся во времени процесс, можно выделить три этапа его проведения: планирование, осуществление и подготовка отчета о результатах.

Методической основой проведения аудита эффективности является Стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 "Проведение аудита эффективности использования государственных средств", в рамках которого эффективность характеризуется соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, которое включает в себя определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств.

Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования и характеризует взаимосвязь между объемом государственных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем се результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества. Продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов. Продуктивность использования государственных средств определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. Результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта. Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования государственных средств или деятельности объектов, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т.п.). Социально-экономический эффект использования государственных средств определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы государственные средства.

Так, например, аудит эффективности выявляет факты использования бюджетных средств, направленных на закупку и поставку в медицинские учреждения дорогостоящего оборудования при отсутствии условий для его функционирования но причине недостатка квалифицированных специалистов, высокой стоимости расходных материалов, а также возможности осуществления текущих затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ, и даже при отсутствии реальных потребностей в его эксплуатации. При этом в процессе проведения аудита эффективности используются методы сбора фактических данных, не характерные для контрольно-надзорных мероприятий, например, опросы, интервью, анкетирование.

Отчет о результатах аудита эффективности может содержать комплексный и всеобъемлющий анализ причин неэффективного использования государственных средств, рекомендаций по устранению выявленных недостатков и достижению высоких конечных результатов.

Согласно Отчету о работе Счетной палаты РФ в 2012 г. было проведено 18 мероприятий по аудиту эффективности. В рамках указанных мероприятий были использованы данные, предоставленные контрольно-счетными органами субъектов РФ, материалы Генеральной прокуратуры РФ, научные, аналитические и мониторинговые исследования Российской академии образования и Высшей школы экономики, данные Росстата и другие материалы. По итогам проведенных аудитов были подготовлены предложения и рекомендации для принятия мер по решению выявленных проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Важно обратить внимание, что по результатам аудита эффективности не осуществляется применение мер принуждения, а формулируются предложения, носящие рекомендательный характер. Внедрение аудита эффективности связано с необходимостью поиска и разработки более гибких и эффективных по затратам форм управления.