Аттестация. Классные чины. Повышение квалификации

Помимо жалованья одним из основных стимулирующих качественную службу моментов является присвоение государственным служащим чинов, рангов, званий.

Главным организационным стимулом повышения качества труда для государственного служащего является классификация, связанная с установлением единых для всех ведомств системы классных чинов государственных служащих и системы поощрений и наград за особые достижения и выслугу лет. Профессор Я. И. Кузьминов предлагал, чтобы система классных чинов (званий) была прозрачна и привязана к занятию определенных должностей. По его мнению, должен быть определен и четко соблюдаться пакет материальных благ и услуг, соответствующий каждому чину (званию), включая периоды "вне должности" (в запасе) и в отставке. Для правовой системы, безусловно, необходима четкость регулирования общественных отношений.

Классификация государственных служащих была осуществлена Законом № 58-ФЗ. Данный Закон предусматривает, что классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания присваиваются гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов РФ, устанавливаются классные чины (ч. 1 ст. 13 Закона № 58-ФЗ).

Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

— последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

— присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

— досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

— сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы (ч. 2 ст. 13 Закона № 58-ФЗ), а также при переводах по службе (ч. 3 ст. 13).

Нормативными правовыми актами субъекта РФ может устанавливаться собственный порядок присвоения классных чипов государственной гражданской службы субъекта РФ, с учетом положений ст. 13 Закона № 58-ФЗ.

Однако ряд подзаконных актов размывает установленное законом правовое регулирование классных чинов (например, Указ Президента РФ от 9 июня 2006 г. № 577 "О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов").

Законодательством РФ аттестация рассматривается как средство, которым обеспечивается формирование кадрового состава государственной службы (ч. 1 ст. 11 Закона № 58-ФЗ). Закон № 79-ФЗ в ч. 1 ст. 48 определяет, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Стимулирующую роль государственного признания квалификации отражает, например, п. 24 Инструкции о присвоении квалификационных категорий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста России от 5 сентября 2006 г. № 283. Согласно данному приказу сотрудник, имеющий более высокую квалификацию, при прочих равных условиях с другими кандидатами, стоящими в резерве на выдвижение, обладает преимуществом при назначении на должность.

Согласно Указу Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов РФ по управлению государственной службой функции этих органов выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится аттестация, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Но это совершенно не равноценная замена, так как в данном случае государственные органы сами себя оценивают, значит, оценка в любом случае будет положительной. Антикоррупционное значение постороннего органа весьма велико.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Состав аттестационной комиссии должен быть сформирован таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения (п. 8 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110). Число независимых экспертов должно составлять не менее У4 общего числа членов аттестационной комиссии. А сами эти эксперты являются представителями научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемыми органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.

Аттестационная комиссия по результатам аттестации гражданского служащего принимает одно из следующих решений (п. 20 Положения):

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с таким заключением государственный орган в течение одного месяца издает акт о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

3) понижается в должности гражданской службы (п. 23). Гражданский служащий имеет право отказаться от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы, тогда он подлежит увольнению.

Часть 2 ст. 11 Закона № 79-ФЗ предусматривает, что гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы, как правило, категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты" (ст. 49 Закона № 79-ФЗ). Квалификационный экзамен проводится в целях оценки профессионального уровня гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией на основе Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111. На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ о государственной гражданской службе (п. 18 Положения).

В соответствии со ст. 11 Закона № 79-ФЗ классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы (ч. 1). Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы —действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса (ч. 3). Замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса (ч. 4—7).

Аттестационное производство проводится на основании Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим".

Заслуживает внимания предложение М. Г. Киржиманова: "ввиду специфики трудовых отношений государственных служащих ввести специальную процедуру рассмотрения споров, связанных с государственной службой, а также создать механизм судебной защиты прав государственных служащих, в том числе и по вопросам, связанным с проведением аттестации". Известно, что такими органами могли бы быть дисциплинарные суды, как органы административной юстиции. Их пока в Российской Федерации нет.

Проведение квалификационных экзаменов должно быть итогом значительной работы администрации по повышению квалификации своих служащих, результатом как заботы администрации о кадровом потенциале своего ведомства, так и усилий государственного служащего по постоянному повышению своей квалификации, профессиональному росту. Этой цели служит и государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих. Его размещение осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих и государственную аккредитацию (ч. 2 ст. 63 Закона № 79-ФЗ).

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих в России — это целенаправленная и строго организованная совокупность находящихся в неразрывном единстве и взаимно дополняющих друг друга элементов, каждый из которых, являясь правовым институтом, представляет собой сложную подсистему. Вся деятельность этой системы подчинена достижению единой цели — обеспечению государственных органов России необходимым количеством высокопрофессиональных и всесторонне подготовленных кадров государственных служащих, обладающих современными научными знаниями, навыками и умениями и способных к эффективному осуществлению целей и функций правового государства в своей практической деятельности.

Повышение квалификации и аттестация ставят перед собой не одну задачу повышения квалификации, но и задачу создания резерва государственных служащих.

Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)", утв. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, ставит задачи подготовки управленческих кадров в порядке актуализации и развития достигнутого; совершенствования механизма формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих (п. 14 "р").

Каждый государственный орган самостоятельно проводит работу по повышению квалификации своих служащих. Например, Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293, предусматривает, что Федеральное агентство по недропользованию, в частности, "организует профессиональную подготовку государственных служащих, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку" (п. 5.12). В то же время специализированные институты повышения квалификации, действовавшие в СССР, большинство ведомств перепрофилировали.