Возможности улучшения финансового состояния компании за счет гибкой политики управления дебиторской задолженностью

О чем пойдет речь

• Какова роль дебиторской задолженности в управлении оборотным капиталом неблагополучной компании?

• Что такое кредитная политика компании?

• Как применять скидки для ускорения оплаты продукции?

• В каких случаях возможно использование факторинга?

• Как оценить платежеспособность клиента?

Какова роль дебиторской задолженности в управлении оборотным капиталом неблагополучной компании?

Считается, что если сырье и материалы получены в кредит на нормальный для производства и реализации срок, то собственные источники финансирования требуются в минимальном количестве. Однако если фирма ощущает нехватку денежных средств, задерживает выплаты, то кредиты банков становятся труднодоступны, товарные кредиты прекращаются из-за предыдущих неплатежей. Таким образом, в кризисных условиях проблемы поиска источников финансирования резко обостряются.

Рассмотрение вопросов, связанных с нахождением и привлечением денежных средств в оборот предприятия, логично начать с улучшения управления дебиторской задолженностью, т.е. с принадлежащими компании, но еще не поступившими на ее расчетный счет средствами.

Одна и та же политика управления дебиторской задолженностью в разных ситуациях может как предотвращать возникновение кризиса, так и вызывать ухудшение финансового положения. Так, увеличение продаж в кредит, с одной стороны, расширяет объемы продаж, с другой – увеличивает риск неплатежей со стороны дебиторов. Неплатежеспособность организаций часто напрямую связана с их "слишком мягкой" кредитной политикой. В то же время ужесточение компанией своей кредитной политики может привести к снижению продаж и выручки, т.е. ухудшит финансовое положение фирмы, но может и ускорить период погашения дебиторской задолженности, сократить цикл обращения денежных средств.

Изучение технологии управления дебиторской задолженностью, специфических приемов анализа последствий выбора той или иной политики позволяет овладеть инструментарием принятия решений, наметить обязательные этапы формирования партнерских связей.

Что такое кредитная политика компании?

В целом кредитная политика фирмы представляет собой комплекс решений руководства компании по следующим вопросам:

• объемы продаж в кредит;

• сроки кредита;

• цены на продукцию и скидки, предоставляемые за быстрый платеж;

• политика взыскания долгов;

• стандарты фирмы для оценки кредитной надежности клиентов.

Данные вопросы тесно взаимосвязаны, однако в методических целях рассмотрим подходы к принятию решений по данным вопросам последовательно.

Объемы продаж в кредит и средние сроки кредита, цены на продаваемую в кредит продукцию зависят:

• от стадии жизненного цикла компании, ее финансовой устойчивости;

• сложившихся в отрасли и регионе условий кредитования покупателей;

• степени агрессивности компании в завоевании рынка;

• склонности компании к риску;

• налаженности практики применения санкций за просрочку оплаты и т.д.;

• срока годности (на скоропортящийся товар срок кредита короче, так как оборачиваемость такого товара быстрее);

• потребительского спроса ("раскрученные" товары оборачиваются обычно быстрее);

• издержек, уровня стандартности (дешевые, стандартные товары имеют более короткий срок оборачиваемости);

• кредитного риска (чем он выше, тем короче сроки кредитов);

• объема закупок (чем он выше, тем дольше может быть срок кредита);

• конкуренции (посредством удлинения срока кредита привлекаются новые клиенты);

• размера банковских процентных ставок (при условии "дорогих" денег поставщик может увеличивать цены на товары, принимая во внимание высокие издержки, связанные с наличием дебиторской задолженности).