Ассоциативные формы

Действующее законодательство допускает (а в некоторых случаях и предписывает) создание ассоциаций муниципальных образований. Так, в соответствии со ст. 66 Закона о местном самоуправлении 2003 г. в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по взаимодействию органов государственной власти субъектов РФ с советами муниципальных образований субъектов РФ определяются законами субъектов РФ в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г.

Съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта РФ:

1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта РФ;

2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и ОГЛАВЛЕНИЕ органов управления совета муниципальных образований;

3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта РФ:

4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ.

Совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Во многих субъектах РФ советы муниципальных образований наделены правом законодательной инициативы в законодательном органе соответствующего субъекта РФ.

Помимо обязательно создаваемых советов муниципальных образований субъектов РФ в муниципальных образованиях могут создавать и иные ассоциации. Среди существующих в настоящее время можно выделить: Союз российских городов, Российский союз местных властей. Союз малых городов России, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов. Ассоциация городов Юга России, Союз представительных органов муниципальных образований РФ, Союз городов Северо-Запада России, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, Ассоциация содействия гражданам закрытых административно-территориальных образований Минобороны и Миноборонпрома Российской Федерации, Ассоциация содействия гражданам закрытых территориальных образований Минатома Российской Федерации, Союз развития наукоградов России.

Советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух Третей субъектов РФ. В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить и иные объединения муниципальных образований. Таким образом, Конгресс муниципальных образований РФ является особым типом муниципальной ассоциации, поскольку учредителями и членами этой организации являются не муниципальные образования, а их объединения, т.е. другие муниципальные ассоциации всех существующих в России типов.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом РФ, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Организационно-хозяйственные формы

К таковом относится создание автономных некоммерческих организаций, фондов, учреждение хозяйственных обществ.

В соответствии со ст. 68 Закона о местном самоуправлении 2003 г. представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с ГК РФ, иными федеральными законами. Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Органы местного самоуправления могут также выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Кроме того представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Некоммерческие организации муниципальных образований осуществляют свою деятельность в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", иными федеральными законами.

Договорные формы

Сюда включаются такие формы сотрудничества, как заключение муниципальными образованиями соглашений о намерениях, договоров о совместной деятельности, согласование планов социально-экономического и стратегического развития, передача права временного или постоянного пользования муниципальным имуществом иным муниципальным образованиям и др.

Компетенционные формы

К компетенционной форме межмуниципального сотрудничества можно отнести заключение соглашений о делегировании полномочий между муниципальными образованиями различного уровня (о них уже шла речь в теме 4). Хотя Закон о местном самоуправлении 2003 г. формально не включает заключение соглашений о делегировании полномочий в число форм межмуниципального сотрудничества, фактически они выступают одним из важнейших способов сотрудничества муниципальных образований. С их помощью обеспечивается выполнение отдельных полномочий местного самоуправления на тех уровнях, где это наиболее эффективно.

Иные формы

Иными формами межмуниципального сотрудничества могут выступать создание совместных муниципальных органов; совместное использование организационных, финансовых и кадровых ресурсов; аутсорсинг функций муниципального управления; объединение на договорной основе муниципальных образований в целях создания на их базе агломераций; формирование совместной собственности нескольких муниципальных образований и т.д.