Аспекты инсценирования

Определений инсценирования в туризме очень много. Большинство прибегает к понятию театральная постановка (инсценирование): кулисы, сценарий, драматургия, костюмы, освещение, передний и задний план и т. д.

Смысл этого понятия то ограничивают миром переживаний, то переносят на всю дестинацию в целом. Как бы то ни было, но речь идет о важном рабочем понятии, которое можно использовать.

Поскольку это понятие обостряет внимание к сознанию актеров- туристов, то важно интегрировать все это со сценой и зрителями- туристами, и вы можете сделать это скучно или захватывающе, приятно или неприятно, красиво или отвратительно.

Также в поле зрения попадают такие аспекты, как архитектура, формальные элементы, цвета, материалы, освещение и костюмы. Общества, которые отличаются друг от друга атрибутами стиля жизни и эстетическими кодами, создают туристический продукт, который не следует искусственно создавать, рисовать. Путешествия служат образованию принципиально новых эстетических переживаний.

В более поздних специальных дискуссиях о сущности инсценирования начали выделять следующие аспекты и приоритеты, которые релевантны для туризма:

• "Реставрация" и придание отчетливой формы аттракции целой туристической дестинации благодаря хорошему инсценированию или, по крайней мере, ее части (части города, основных пешеходных маршрутов, рек и озер, достопримечательностей).

Речь идет о системе, начиная со средств перемещения, концепции света в генеральном плане и заканчивая системой управления посетителями.

• С учетом конкретного сегмента потребителей в туризме, целенаправленно выделенного и полностью разработанного в каждой детали, определены пространственно ситуации, отдельные пункты аттракции, охарактеризовано все тематическое разнообразие, начиная с выделения темы в целом и темы дизайна отеля.

• Повышение значимости до сих пор довольно банального досуга, такого, например, как пешие прогулки в парке, благодаря "дизайну переживания" находят применение там, где раньше туристы находили аттракции (маршрутные указатели, информация по спутнику, исходные пункты).

• Более или менее уникальное переживание с конкретной историей, событие. Все эти аспекты на практике в чистом виде выделить сложно.

Современный исследователь Опашовски считает, что в проблеме инсценирования важное место занимает осмысление "кулис отпуска". Он разрабатывает этот концепт с помощью дихотомии и свободных ассоциаций (Opaschowski Horst W. Tourismus: eine systematische

Einfuhrung: Analysen und Prognosen. - Zurich:Verlag Reske, 2002). Специальный раздел этой книги посвящен "драматургии отпуска". Используя результаты качественных исследований, Опашовски определенным образом систематизирует желания туристов:

• "Необитаемый остров", но путешествие должно совершиться на самолете.

• "Вдали от массового туризма", но не пребывая постоянно в одиночестве. Коктейли и традиционные партии - вот предел мечтаний туриста.

• "Хижина в джунглях", но, пожалуйста, комнату с удобствами, плавательным бассейном и поло в придачу.

• "Люди", но только миловидные, дружественно настроенные.

• "Местные жители", но по возможности только майя и индейцы.

• "Эротика", но с ближайшей подругой, или небольшой флирт.

• "Звери, диковинные растения", но видеть и только.

• "Морс", но турецки-голубое, никаких водорослей.

• "Природные кулисы" - горы, пальмы, много зелени, солнца и моря.

• "Типично локальное" - пестрые рынки, музыка и танцы.

• "Роскошь" - парусные яхты, джинсы и Харли Дэвидсон.

• "Солнечная погода", достаточно тепло, но не душно.

• "Хорошая кухня", возможность купить вещи, но дешево.

• "Рай на земле" - только прекрасные люди и никаких проблем.

• "Отпуск-мечта на Карибах" - так долго вынашивалась эта мечта, но все же через 2-3 недели - новая цель.

Чтобы разработать концепцию инсценирования, надо совершить следующие шаги.

Шаг 1. Сделать аналитический обзор возможностей дестинации и подготовить процесс инсценирования переживаний (впечатлений).

Цель первого шага заключается в обзоре, как всего возможного процесса инсценирования, так и отдельных его элементов; в получении целостного представления о системе "Ег1еЬш8-8еИп^"; в актуализации научных представлений об этой системе и в том, чтобы структурировать процесс инсценирования.

Шаг 2. Внедрить "вирус переживаний".

Во втором шаге должны все партнеры, участвующие в процессе инсценирования, быть убеждены в том, что простая, ограниченная по времени инсценировка окажет воздействие на дизайн-предложения на туристском рынке.

Добрая воля и настойчивость могут привести к позитивному результату. Процесс постоянного инсценирования должен быть создан. Чтобы запустить вирус переживаний, нужно решить: либо организовать специальное событие-праздник, либо разработать целенаправленно улучшенный сценарий имеющегося события.

Шаг 3. Разграничить сферы инсценирования.

Сферы, релевантные, разграничены в туристической дестинации вполне осмысленно. По существу определяют 5 так называемых зрелищных площадок туристского действия и пространства для аттракций, они ограничивают тем самым создание :

• Начало и конец путешествия: прибытие, железнодорожный вокзал, парковка, аэропорт.

• Проживание: отели, апартаменты, кемпинги, молодежные общежития и т. д.

• Местность: сцена деревни, парки, бассейны, спортивные сооружения, места для развлечения, достопримечательности.

• Ландшафт: естественные атгракции, море, ледники, водопады.

• Экскурсии: атгракции в ближайших окрестностях.

Шаг 4. Осуществить анализ инсценирования.

С помощью этого анализа должно быть подготовлено преобразование отдельных инструментов инсценирования и результирующей атмосферы в соответствующую систему и должен быть выявлен потенциал этого инсценирования. Чтобы достичь этой цели, нужно ответить на следующие вопросы:

1. Какая общая атмосфера господствует в определенных ситуациях, вызывающих переживания?

2. Как преобразовать отдельные инструменты инсценирования в единую систему ?

3. Какие сильные и слабые стороны можно выделить в этом?

4. В чем заключается потенциал, который позволит улучшить систему?

Шаг 5. Разработать концепцию инсценирования и интерпретировать тему.

Результаты анализа инсценирования могут послужить основанием для разработки объемной концепции инсценирования. При этом все должны понимать, что концепция имеет цель, и она должна быть понятна рабочей группе. Это позволит разграничить сферы компетентности каждого.

Исходный пункт концепции инсценирования - это главная тема. Нужно стремиться к тому, чтобы различные аттракции и инструменты инсценирования были когерентными. Когерентногь - решающий фактор для позитивного восприятия окружающей действительности и существенный элемент для создания благоприятных простых условий возникновения переживаний.

В принципе любая тема может быть инсценирована. Но темы должны, однако, обладать высокой эмоциональной способностью вызывать переживания, быть эмоционально воспринимаемыми, особенно целевыми группами; должны быть сценически представляемы, обладать определенной широтой.

Основная тема: тема всей детинации (отражена в имидже, слогане).

Субтемы: эти темы должны иметь отношение к отдельным аттракциям.

Юпочевая тема: эта тема периодически возникающих событий или какого-то события прошлого.

В отличие от театра, дестинация не может изменить пьесу или кулисы. Поэтому концепция инсценирования должна быть нацелена на будущее. Есть смысл развивать се таким образом, чтобы была возможность обновить инсценировку или расширить ее гак, чтобы предложение всегда было актуальным и оставалось интересным тем гостям, которые повторили посещение дсстинации.

Шаг 6. Создавать аттракции и делать возможной активность туристов.

Аттракции и активность отражают собственно своеобразие предложения туристской дестинации. Они являются пунктами развлечения, они же есть достопримечательности дестинации и блеск, изюминка активности. При этом речь идет о естественных или культурных достопримечательностях, спортивных сооружениях или предложениях, связанных с культурой, игрой, досугом. Важно обращать внимание на то, чтобы достопримечательности становились аттрацией только в результате коммуникативной деятельности.

Аттрактивность дестинации порождает многообразие переживаний. Различные аттракции и активность должны вызывать различные ощущения. Они имеют нс только визуальную природу. По сути, они должны взывать и к некоему смыслу. Особенно это касается "шоу" и "прогулок", которые нужно привести к хорошей комбинации. Это мультисенсорное многообразие ощущений повышает интенсивность переживаний. Эффекты аттракций могут быть различными, но прежде всего они должны вызывать любопытство и необычные физиологические чувства.

шаг 7. Оформлять Бгепепе.

Из научных сведений о театре известно, как много значит для успеха сценическое оформление. Это также важно и для туристской дестинации. Гости нс воспринимают только одни аттракции, они воспринимают целостно все окружающее пространство аттракций. Бгепепе включает в себя таким обраом все пространственные символы, которые окружают достопримечательности в качестве фонового раздражителя. Она может также включать в себя и других людей в качестве служащих, местных жителей и гостей. Бгепепе, будучи частью Ег1еЬш8-8еи1г^8, поддерживает пространственные условия и является решающим моментом для возникновения позитивных переживаний. Но при этом граница между аттракцией и Бгепепе весьма ощутима. Такой элемент Бгепепе, как, например, освещение зоны прогулок, благодаря своей чрезвычайной эффективности или благодаря насыщенным информацией указателям может стать аттракцией. Важно учитывать следующее при характеристике Бгепепе:

• Окружающая среда должна быть соразмерна знаниям психологии туризма, независимо от активности, по возможности радостной. Таким образом, необходимо устранять "киллера радости", это недружелюбие, неопрятность, шум.

• Взаимодействие с людьми является важным источником эмоций. Такие элементы качества сервиса, как дружелюбие, доброта и сопереживание и соответствующее образование и профессиональная подготовка, являются центральным моментом Бгепепе, эмоционально заряженной.

• Также качество сооружений, особенно чистота, является центральным компонентом предложения. Прежде всего это касается окружающей действительности вокруг аттракций. Там возникают у посетителей образы, которые свяаны с реальностью, поэтому нужно обращать особое внимание на чистоту и строго соблюдать ее.

• Бгепепе должна помочь гостям пережить эстетическое возвышение над повседневностью, буднями. С помощью освещения создается эффект постпереживания. Сценическое оформление должно быть ориентировано на выбранную тему и должно всеми средствами поддерживать эту тему. Тематическое оформление связывает различные элементы предложения в единое целое и обеспечивает высокую когерентность.

Шаг 8. Управлять посетителями.

Многие гости дестинации сталкиваются в туристской дестинации с неизвестным окружением, окружающей средой. В этих условиях важно управлять гостями. Это можно делать через соответствующие системы ориентирования, указатели с информацией. Отсутствие указателей способствует росту чувства недовольства, отсутствия безопасности, чувству потерянности. Все это может вызвать стресс и фобии посетителей.

Чтобы устранить этот недостаток, надо предусмотреть следование некоторым базисным принципам:

• постоянно обеспечивать туристов информацией и системой ориентирования;

• следующие меры служат лучшему ориентированию потребителей: создать пункты информации, вручать входные ручные карты, оптимизировать систему посещения, сделать возможными обзоры, давать имена;

• устранять скопления людей;

• пункты аттракций по возможности не концентрировать в одном месте, стремиться к децентрализации (в смысле основных пунктов аттракции);

• предусматривать определенную драматургию действий; благодаря этой драматургии основание цепи переживаний - аналогично театральной пьесе - впечатления и эмоции влияют друг на друга, заражая ими посетителей;

• избегать очередей.

Шаг 9. Улучшать самочувствие.

Если основные потребности гостей не удовлетворены, они ощущают себя некомфортно. В таком случае возможны негативные эмоции и переживания. Поэтому в дестинации следует заниматься менеджментом самочувствия. Для этого следует обращать внимание:

• на физиологические потребности: сферы ожидания, такие как площадки около аттракций, необходимо защищать от непогоды. Там, где гости стоят в ожидании длительное время, необходимо предусмотреть туалеты. В местах регулярного сбора людей необходимо иметь места для отдыха;

• потребность в безопасности: система ориентации и информация уже упоминались в связи с проблемой управления посетителями, но не менее значима она и для безопасности. Чтобы обеспечить безопасность, необходимо: максимально гарантировать ее, борясь с преступностью; обеспечивая безопасность по отношению к техническому снаряжению, минимизируя пропуск в зоны аттракций;

• социальные потребности.

Шаг 10. Включать гостей в инсценирование.

Ориентация на гостей является в инсценировке центральной. Предложения следует разрабатывать с ориентацией на целевые группы. Это обусловит то, что потребности и ожидания гостей буду известны. Есть одно предостережение: гости - это не только зрители, но они сами должны участвовать в инсценировании: сознательно или бессознательно.

Чтобы оптимизировать это, следует иметь точное представление о поведении гостей. Тщательное изучение поведения, оценка является важным условием менеджмента. Удовлетворение потребностей ведет к появлению чувства удовольствия. Успех будет в том случае, если систематически будут проводиться опросы потребителей и наблюдение за их поведением.

Шаг 11. Создавать возможности участия в общественной жизни, заботиться о работе с общественностью.

Инсценирование переживаний в туристской дестинации затрагивает пространство широкой общественности. От изменения этого пространства зависит не только туристское предложение, но и состояние жителей. РЯ-деятельность и работа с общественностью в целом - важная предпосылка успешного инсценирования. Все это позволяет гармонизировать раличные интересы, интересы бизнес-структур и населения. Дискурс организаторов инссцснирования должен быть адекватным.

Шаг 12. Преобразовывать, институционализировать и оптимизировать инсценирование.

Меры по улучшению какого-то одного аспекта инсценирования должны привести к воздействию на всю систему Erlebnis-Settings. Этот подход предполагает сначала рассмотреть все виды интервенций. Это касается когерентности, акцентуации, эффективности.

При этом основное внимание следует уделять очевидным слабым местам в цепи переживаний, с этого следует начинать анализ, ибо решение этих проблем требует серьезных инвестиций. Когда речь идет об инсценировании, надо иметь в виду, что это не единичное событие, которое завершилось преобразованием. Erlebnis-Setting, ориентированная на целевые группы, - это целостная развивающаяся динамическая система, требующая качественного менеджмента.

1. Планирование: актуальные инсценировки следует только планировать, контролировать и развивать, следует разрабатывать инновации, продумывать проектные рекомендации.

2. Реализация: меры по улучшению, согласованию, координации.

3. Контроль.

4. Корректирование.