Возможности сопряжения международных стандартов аудита с Российскими федеральными стандартами аудита и правилами (стандартами) аудиторской деятельности

В России сущность аудиторских стандартов определена Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Φ3 "Об аудиторской деятельности", в соответствии с которым правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой "единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации".

Система MCA опирается на "Международные принципы заданий по обеспечению уверенности". Данные принципы положены в основу разработки MCA, но в данном документе описаны только элементы и цели заданий, подтверждающих достоверность информации. Однако соответствующие нормы и процедуры по осуществлению заданий регламентируются рядом документов, включающим в себя MCA 200 "Цель и общие принципы, регламентирующие аудит финансовой отчетности", "Международные стандарты заданий по обзорной проверке" и "Международные стандарты заданий, подтверждающих достоверность информации".

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ этих документов определяет, что аудиторы, выполняющие задания, подтверждающие достоверность информации, должны соблюдать Кодекс этики МФБ и Международные стандарты по контролю качества.

Возможности сопряжения MCA с российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Сопряжение MCA с российскими правилами

Международные стандарты аудиторской деятельности

Российские нормативные акты по аудиту

Комментарии

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров

Кодексы этики профессиональных объединений бухгалтеров и (или) аудиторов

Кодекс этики аудиторов России

Глоссарий терминов

Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности

Российский документ составлен в соответствии с российскими нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и аудит, и поэтому объективно не тождествен глоссарию из MCA. С приближением российских подходов к аудиту к международным, а российских правил бухгалтерского учета – к МСФО, определения данных двух перечней будут приближаться друг к другу. В настоящее время российский Перечень содержит бо́льшее

количество понятий, чем глоссарий MCA, поскольку такие понятия, как "честность", "объективность", "профессиональное суждение аудитора", "профессиональный скептицизм аудитора", – очевидные для западных аудиторов, – на начальной стадии развития аудита отечественным специалистам было необходимо разъяснить. В свою очередь, некоторые термины MCA по отмеченным причинам еще ждут того, чтобы занять положенное место в российском аудите

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"

MCA 120 был отменен в 2004 г. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" является нормативным документом, устанавливающим требования к аудиторским организациям, Федеральным стандартам аудиторской деятельности, обязательным случаям проведения аудита и т.п.

Стандарты аудита[1]

MCA (ISA) 200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности

ФПСАД 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Оба документа в целом совпадают по содержанию. Однако MCA 200 содержит: задачи, выполняемые аудитором; определения, раскрывающие основные аудиторские термины; требования, определяющие выполнение аудита, в том числе в соответствии с MCA

MCA (ISA) 210 Условия аудиторских соглашений

ФПСАД 12 Согласование условий проведения аудита

MCA 210 предусматривает возможность проведения аудита по результатам оформления письма-обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Данная форма не соответствует российской договорной практике. При этом перечень обязательных моментов, о которых аудитор обязан поставить в известность потенциального клиента и по поводу которых аудиторская организация и экономический субъект обязаны достичь согласия до начала аудита в международных и российских стандартах, совпадает

MCA (ISA) 220 Контроль качества работы в аудите

ФПСАД 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту

Стандарты близки по содержанию.

В отличие от MCA 220 российский стандарт содержит описание иерархии сотрудников аудиторской фирмы и не содержит приложений, аналогичных MCA 220, описывающих политику и процедуры внутрифирменного контроля качества

MCA (ISA) 230 Документирование

ФПСАД 2 Документирование аудита

Российский стандарт содержит более детальную информацию о документировании аудиторских процедур, хранении документов, конфиденциальности

MCA (ISA) 240 Ответственность аудитора в отношении мошенничества при аудите финансовой отчетности

ФСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

ФСАД 5/2010 введен в действие вместо отмененного ФПСАД 13. MCA 240 содержит понятие мошенничество, ФПСАД рассматривает недобросовестные действия. Такое существенное различие в названиях не случайно, так как согласно Уголовному кодексу РФ мошенничество является одним из видов уголовных преступлений, в связи с чем квалифицировать деяние как мошенничество может только суд или следствие, а не аудитор.

Западные аудиторы, как правило, имеют право на профессиональную тайну в отношении своих клиентов. Наше правовое государство находится в процессе становления, и до сих пор не прекращаются попытки использовать конфиденциальную информацию аудиторов для получения доказательств вины их клиентов, причем речь зачастую идет не о серьезных случаях, угрожающих безопасности государства, а о фактах мелких налоговых нарушений. Поэтому при подготовке названного Правила (стандарта) разработчики попытались, насколько это было возможно, освободить аудитора как от ответственности за не обнаружение фактов умышленных искажений, так и за недонесение о таких фактах. Для дальнейшего сближения российского Правила (стандарта) с MCA потребуется обеспечить законодательные гарантии прав российских аудиторов на профессиональную тайну

MCA (ISA) 250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности

ФСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

ФСАД 6/2010 введен в действие вместо отмененного ФПСАД 14. Различия российского и международного стандартов обусловлены отличием российской правовой системы от международного права (например, российской возможности неоднозначных трактовок нормативных документов), а также особенностями российских Правил (стандартов) аудиторской деятельности, перечисленными в настоящем обзоре

MCA (ISA) 260 Сообщение аспектов аудита лицами, наделенными руководящими полномочиями

ФПСАД 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

ФПСАД 22 не является аналогом MCA 260. MCA 260 разъясняет, каким образом нужно сообщать о вопросах, связанных с аудитом, руководству проверяемого экономического субъекта.

В MCA 260 достаточно подробно рассматривается вопрос, кого именно аудиторам следует считать лицами, наделенными руководящими полномочиями. В MCA говорится также о конфиденциальности информации по результатам аудита, которую аудиторы сообщают руководству клиента. MCA 260 не содержит каких-либо конкретных рекомендаций относительно формата развернутых итоговых документов, составляемых по результатам аудита, перечней таблиц, структур разного рода детализированных отчетов и пр. Вместе с тем в MCA 260 сделаны многочисленные отсылки к национальному законодательству по данным вопросам

MCA (ISA) 265 Сообщение о недостатках в системе внутреннего контроля

Нет аналогов

В российских стандартах аудита вопросам системы внутреннего контроля не придается такого существенного значения, как в MCA. Отдельный стандарт, аналогичный MCA 265, на текущий момент не разработан

MCA (ISA) 300 Планирование аудита финансовой отчетности

ФПСАД3

Планирование

аудита

Российский стандарт содержит более детальную информацию о планировании аудита, а также дополнительную информацию (например, описание этапа предварительного планирования, а также приложения, содержащие образцы плана аудита и программы аудита)

MCA (ISA) 315 Обнаружение и оценка рисков существенного искажения через понимание деятельности аудируемой компании

ФПСАД 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среда, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

В отличие от MCA ФПСАД 8 содержит отдельный раздел, описывающий необходимость понимания деятельности экономического субъекта

MCA (ISA) 320 Существенность при планировании и выполнении аудита

ФПСАД 4 Существенность в аудите

Российский стандарт более подробный и содержит дополнительные требования по разработке аудиторскими организациями внутренних методик и стандартов по определению уровня существенности в процессе аудита, а также приложение, определяющее порядок расчета уровня существенности

MCA (ISA) 330 Аудиторские процедуры по оцененным рискам

Нет аналогов

MCA 330 представляет руководство по определению общего подхода, а также разработке и выполнению дальнейших аудиторских процедур по оцененным рискам существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений в ходе аудита финансовой отчетности

MCA (ISA) 402 Аудит компаний, пользующихся услугами обслуживающих организаций

ФПСАД 25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

Российский стандарт максимально приближен к требованиям MCA 402

MCA (ISA) 450 Оценка искажения, обнаруженного в процессе аудита

Нет аналогов

MCA 450 предоставляет руководство по определению искажений в целях оценки аудитором влияния неисправленных искажений на финансовую отчетность. В отношении расчетных оценок искажение, вызванное мошенничеством или ошибкой, может возникнуть в результате:

• искажений, в отношении которых нет никаких сомнений (фактические искажения);

• различий, являющихся результатом суждений руководства субъекта

в отношении расчетных оценок, которые аудитор считает необоснованными, или выбора, или применения учетной политики, которую аудитор считает ненадлежащей (искажения в результате суждения);

• наилучшей оценки аудитором искажений в совокупностях, включающей проекцию искажений, выявленных

в аудиторской выборке, на все совокупности, из которых были сделаны выборки (проецируемые искажения)

MCA (ISA) 500

Аудиторские

доказательства

ФСАД 7/2011 Аудиторские доказательства

ФСАД 7/2011 в последней редакции в целом соответствует MCA 500

MCA (ISA) 501 Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение отдельных статей

ФПСАД 17

Получение

аудиторских

доказательств

в конкретных

случаях

ФПСАД 17 разработан на основе соответствующего MCA 501 и устанавливает единые требования в отношении получения аудиторских доказательств в аналогичных случаях

MCA (ISA) 505 Внешние подтверждения

ФПСАД 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

ФПСАД 18 разработан на основе соответствующего MCA 505. MCA требует от аудитора осуществления тестирования процедур в отношении аудита группы предприятий, получения понимания групповых СВК и процесса консолидации; определения порога существенности для группы и ее отдельных компонентов и др.

MCA (ISA) 510 Первая аудиторская проверка – начальное сальдо

ФПСАД 19 Особенности первой проверки аудируемого лица

ФПСАД 19 разработан на основе соответствующего MCA 510

MCA (ISA) 520 Аудиторские процедуры

ФПСАД 20 Аналитические процедуры

ФПСАД 20 разработан на основе соответствующего MCA 520

MCA (ISA) 530

Аудиторская

выборка

ФПСАД 16

Аудиторская

выборка

ФПСАД 16 в последней редакции в целом соответствует MCA 530. Однако MCA 530 говорит, что отклонения и искажения, обнаруженные в аудиторской выборке, могут быть в исключительных случаях признаны аномалией. В таких ситуациях стандарт требует получить дополнительные аудиторские доказательства, подтверждающие такое суждение аудитора

MCA (ISA) 540 Аудит оценочных значений, включая оценки справедливой стоимости, и соответствующие раскрытия

ФПСАД 21 Особенности аудита оценочных значений

ФПСАД 21 разработан на основе соответствующего MCA 540. Однако MCA 540 усилил требования к аудиторам по проверке методов и предположений, используемых при оценке активов по справедливой стоимости. Он достаточно детализирован в отношении процедур, подтверждающих разумность оценок, сделанных руководством компаний

MCA (ISA) 550 Связанные стороны

ФПСАД 9 Связанные стороны

ФПСАД 9 составлен на базе MCA 550. MCA 550 утверждает, что вовлечение в бизнес-транзакции связанных сторон повышает риски существенного искажения финансовой отчетности. При этом аудитор должен получить понимание СВК и протестировать вопрос о взаимоотношениях со связанными сторонами для исключения возможного мошенничества

MCA (ISA) 560 Последующие события

ФПСАД 10 События после отчетной даты

ФПСАД 10 сформирован на основе MCA 560. В отличие от многих развитых стран Запада российские юридические лица заканчивают финансовый год одновременно – 31 декабря. Как следствие, аудиторы ведут свою работу с клиентами на протяжении нескольких месяцев, уже после того, как бухгалтерская отчетность подготовлена, подписана и передана пользователям. Учет этого различия потребовал внесения соответствующих изменений в российский документ по сравнению с MCA

MCA (ISA) 570

Непрерывность

деятельности

ФПСАД 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

ФПСАД 11 является аналогом MCA 570. Анализируя их, можно сказать, что эти два стандарта являют собой пример удачной адаптации западного документа к российским условиям

MCA (ISA) 580 Заявления руководства

ФПСАД 23

Заявления

и разъяснения

руководства

аудируемого

лица

ФПСАД 23 разработан на основе соответствующего MCA 580

MCA (ISA) 600 Аудит консолидированной финансовой отчетности

Аналогов нет

MCA 600 требует от аудитора осуществления тестирования процедур в отношении аудита группы предприятий, получения понимания групповых СВК и процесса консолидации; определения порога существенности для группы и ее отдельных компонентов и др.

MCA (ISA) 610 Использование работы внутреннего аудита

ФПСАД 29 Рассмотрение работы внутреннего аудита

ФПСАД 29 разработан на основе соответствующего MCA 610

MCA (ISA) 620 Использование работы экспертов

ФПСАД 32 Использование аудитором результатов работы эксперта

ФПСАД 32 разработан на основе соответствующего MCA 620

MCA (ISA) 700 Формирование мнения и отчет независимого аудитора

ФСАД 1/2010 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

ФСАД 1/2010 представляет собой переработанную версию отмененного ФПСАД 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" и учитывает изменения, внесенные в MCA 700 в результате проекта "Ясность"

MCA (ISA) 705 Изменение к мнению в независимом аудиторском заключении

ФСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении

ФСАД 2/2010 разработан на основе соответствующего MCA 705

MCA (ISA) 706 Поясняющие параграфы и другие вопросы в отчетах независимого аудитора

ФСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении

ФСАД 3/2010 разработан на основе соответствующего MCA 706

MCA (ISA) 710 Сопоставимая (сравнительная) информация

ФПСАД 26 Сопоставление данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности

ФПСАД 26 разработан на основе соответствующего MCA 710

MCA (ISA) 720 Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность

ФПСАД 27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

ФПСАД 27 разработан на основе соответствующего MCA 720

MCA (ISA) 800 Особенности аудита финансовой отчетности особого (специального) назначения

ФСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам

ФСАД 8/2011 разработан на основе соответствующего MCA 800

MCA (ISA) 805 Особенности аудита отдельной финансовой отчетности и специфических элементов, счетов или единиц финансовой отчетности

ФСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной части отчетности

ФСАД 9/2011 соответствует положениям MCA 805 в части аудита определенных элементов, счетов или статей финансовой отчетности. Аспекты аудита отдельной финансовой отчетности в данном российском Правиле (стандарте) не предусмотрены

MCA (ISA) 805 Задания к заключению по краткому финансовому отчету

Нет аналогов

MCA 805 определяет ответственность аудитора по предоставлению отчета по краткой финансовой отчетности, составленной на основании полной финансовой отчетности, проаудированной в соответствии с MCA данным аудитором.

Краткая финансовая отчетность содержит меньше раскрытий по сравнению с полной финансовой отчетностью, на основании которой она составлена, но при этом обеспечивает структурированное представление активов и обязательств на отчетную дату или их изменение за период в соответствии с данными полной финансовой отчетности

Нет аналогов

ФПСАД 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

В MCA все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг – International Standards on Related Services (ISRSs).

ФСПАД 24 к сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относит обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляцию финансовой информации

МССУ

(ISRS) 4400 (бывший MCA 920) Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации

ФПСАД 30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

В MCA все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг (ISRSs).

ФПСАД 30 был разработан на основе ранее существующего MCA 920 и в основном соответствует действующему МССУ 4400

МССУ

(ISRS) 4410 (бывший MCA 930) Задания по компиляции финансовой информации

ФПСАД31

Компиляция

финансовой

информации

В MCA все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг (ISRSs).

ФПСАД 31 был разработан на основе ранее существующего MCA 930 и в основном соответствует действующему МССУ 4410

Нет аналогов (бывший MCA 910)

ФПСАД33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

В MCA все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг – International Standards on Related Services (ISRSs).

ФПСАД 33 был разработан на основе MCA 910, в настоящее время аналога MCA 910 в МССУ не существует

МСКК (ISQC) 1 Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах

ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях

ФПСАД 34 разработан на основе соответствующего МСКК 1 с учетом специфики указанных выше расхождений российских и международных стандартов аудита

Нет аналогов

ФПСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля

ФПСАД 4/2010 применяется при осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций (далее – уполномоченный орган), внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. MCA осуществление подобного внешнего контроля качества работы аудиторских организаций не предусматривают

Следует заметить, что в данной таблице отсутствуют стандарты, раскрывающие Положения по международной аудиторской практике и международные стандарты образования профессиональных бухгалтеров. Это объясняется тем, что в российской практике аналогов таким стандартам нет.

С формальной точки зрения все российские стандарты созданы на основе MCA и близки по своему содержанию. Однако имеющиеся расхождения, касающиеся стиля изложения и оформления документов, используемых практических ситуаций, объясняются наличием юридических, административных и экономических факторов в Российской Федерации.