Аристотель и Стагир

Аристотель — ученик Платона. Наследие Аристотеля столь обширно, что его необходимо классифицировать по областям знания. Человек у Аристотеля — существо разумное, предназначен в основном для добродетели, склонен к умственному труду. В человеческой этике Аристотель высшей добродетельной деятельностью признавал созерцательную деятельность разума. В этом сказалось характерное для рабовладельческой Греции презрение к физическому труду рабов в отличие от умственного — привилегии людей свободных. В учении об обществе он доказывал, что отношения рабовладения укоренены в самой природе. Моральный образец Аристотеля — Бог, или совершеннейший философ, "мыслящее мышление". В целом, человек у Аристотеля тот, кто достиг в обществе определённого положения, раб не является таковым. Рассуждая о взглядах Аристотеля относительно человека, стоит оценить его естественнонаучные работы, так как они имеют непосредственное отношение к обществу и людям, живущим в нём. Прежде всего тем, кто постигает учение, делается совершеннее, а, следовательно, полезнее для общества.

Сохранившиеся труды Аристотеля можно представить так:

• сочинения по логике под названием "Органон";

• учение о началах бытия под названием "Метафизика", то есть после физики, а под физикой подразумевалось естествознание;

• естественнонаучные работы;

• сочинения, в которых рассматриваются проблемы общества, государства и права, а также исторические, политические, этические и эстетические вопросы.

Из творческого наследия Аристотеля вытекают множественные выводы, в том числе, относящиеся непосредственно к человеку, его месту в мире:

• во-первых, Аристотель соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал "формами", когда идея вещи и сама вещь находятся в тесном единстве. Человек выступает как сущее, а не находящееся в отрыве от происходящего;

• во-вторых, материализм и идеализм Аристотеля были скорее стихийными, хотя критику идеализма Платона он осуществлял целенаправленно. Именно ему приписывается изречение: "Платон мне друг, но истина дороже!" Здесь кроется его отношение ко всем людям, которые способны постигать мир и давать ему объективную оценку;

- в-третьих, исходя из признания объективного существования материи (хюле), Аристотель считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Материя, по Аристотелю, пассивна. Активны её формы, материя и форма неразрывны (например, мрамор и сделанная из него статуя). Под формой Аристотель разумел предшествующий вещи активный, творческий фактор, благодаря которому она становится действительностью. Форма — это стимул и цель, а материя — своеобразная глина. Для того, чтобы из неё возникли разнообразные вещи, необходим "гончар" — Бог или ум — перводвигатель. В этом суждении Аристотеля значимо отношение к человеку разумному, способному изменять окружающую действительность;

- в-четвёртых, в эпистемологии Аристотель стоял на естественных, материалистических позициях. Изучение мира состоит в открытии форм, но для достижения этого мы должны отправляться не от самих форм, а от данной нам действительности. Роль человека заключена здесь в его способности познавать окружающую действительность такой, какой она является;

- в-пятых, Аристотель одним из первых разработал классификацию форм и способов рационального мышления. Его учение о наиболее общих философских понятиях или категориях: "количество" и "качество", "отношение" и "сущность", "пространство" и "время", а также других, с помощью которых он стремился выразить диалектику бытия и мышления, явилось несомненным вкладом в теорию научного познания. Эти свои знания он стремился передать ученикам, которые впоследствии развивали их — школа перипатетиков, параллельно, отдавая дань знаниям о человеке, они занимались историческими биографиями, литературоведением и популярной этикой;

- в-шестых, Аристотель — основоположник формальной логики, так же как Платон — логики диалектической. Логика — главный предмет, преподававшийся в ликее (ликее Аристотеля). Эту традицию продолжил после смерти Аристотеля Теофраст. Ликей по сути соединял в себе "функции научной школы с функциями высшей школы" (наука + образование + воспитание). Из Ликея вышло множество людей, ставших впоследствии достойными гражданами Греции;

- в-седьмых, интересны его социально-политические, гражданско-правовые взгляды, изложенные в труде "Политика" и некоторых других. Метод политики, как науки — метод анализа. Это то, что применительно к политическим действиям и означает роль государства; выяснение, из каких элементов оно состоит и как реализуется. Аристотель определяет государство как "форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством". Политическое устройство предполагает власть закона. В политическом устройстве Аристотель различает три части, но главное — граждане. Государство состоит из граждан. Здесь у него заключён и принцип общественного устройства: политическое и общественное тесно взаимосвязаны. Граждане — это люди, непосредственно участвующие в управлении: в законодательном, в административном и в судебном процессах. Аристотель называет это "абсолютным понятием гражданина". Поэтому и человека по природе своей он характеризует "существом политическим". Аристотель — последовательный сторонник государства. "Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо". По его мнению, это возможно лишь в государстве. Но Аристотель, в его историческом времени, не может разрешить и не разрешает внутреннюю человеческую проблему государства и общества — рабство для него естественно. Одному полезно быть рабом, а другому господином. Рабовладение считалось фактом вполне реальным и Богоугодным, а до появления общественного сознания общегуманного типа было ещё весьма далеко.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ, педагог, основатель перипатетической школы. Родился в породе Стагир во Фракии в семье Никомаха — врача македонского царя Амины II. Не достигнув семнадцати лет, Аристотель отправился на учебу в Афины и ок. 368 г. до н.э. стал слушателем платоновской Академии, в которой пробыл 20 лет как слушатель, преподаватель и полноправный член содружества философов-плато ни ков, постоянно общался с Платоном. В Академии Платона он сформировался как самостоятельный мыслитель, критически, но с почтением относящийся к учению учителя. Аристотель нашёл в Платоне руководителя и друга, которым он восхищался, и, хотя, позднее его захватили собственные научные интересы, он ещё долго испытывал влияние метафизических и религиозных идей Платона. После смерти Платона он вышел из Академии вместе с

Ксенократом и поселился в Антернее (Академию возглавил племянник Платона Спевсипп, с которым у Аристотеля не сложились отношения). Примерно в 343 г. до н.э. Аристотель принял приглашение македонского двора стать воспитателем 13-летнего Александра — сына царя Филиппа Македонского, будущего Александра Великого, и в течение 3-х лет служил и жил при дворе в Пелле. Служба при македонском дворе значительно расширила кругозор Аристотеля. Когда Александр взошёл на престол Аристотель покинул Македонию, выполнив миссию учителя, а Александр Македонский в знак признательности к учителю отстроил заново его родной город Стагир, в который тот уехал. В 50-летнем возрасте Аристотель возвращается в Афины и открывает свою собственную школу недалеко от храма Аполлона Ликейского. Занятия философ проводил в аллеях сада, прогуливаясь по нему в окружении учеников, в связи с чем последних стали называть "перипатетиками", т.е. "прогуливающимися" (от слова ивритасть; — [крытая] галерея, которая служила и лекционным залом). В отличие от платоновской Академии, Ликей Аристотеля — учебное заведение и научный союз. В 323 г. до н.э. против него было возбуждено дело по обвинению в "преступлении" против религиозных устоев, как это было с Анаксагором и Сократом. Не дожидаясь суда, Аристотель покинул Афины и скрылся в Халкиде на Эвбее у восточных берегов Аттики. Спустя год Аристотель скончался: у него обострилась болезнь желудка, которой он страдал многие годы, болезнь являлась наследственной. Диоген Лаэртский сохранил завещание Аристотеля, в котором им разумно были вознаграждены родственники и друзья, а также слуги и рабы. Однако недоброжелателями был распространён слух, что Аристотель покончил жизнь самоубийством, хотя все знали, что он категорически отрицал самоубийство, а его поступки никогда не шли вразрез с его убеждениями.