Аристотель (Aristotle)

Биографические сведения. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в г. Стагире (на берегу Эгейского моря). Отец – придворный врач македонского царя Аминта II.

В 15 лет Аристотель остался сиротой – на попечении своего дяди (брага отца), который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками.

В 367 г. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона.

После смерти учителя Аристотель покинул Афины, провел несколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э. по приглашению маке- дон-ского царя Филиппа он приехал в столицу Македонии Пеллу и три или четыре года учил наследника Филиппа – Александра (Македонского).

После воцарения Александра в 335 г. до н.э. 50-летний Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую школу Ликей – (Лицей)[1]. Учеников и последователей Аристотеля часто называли "перипатетиками" (прогуливающимися), так как в Ликее философией было принято заниматься во время прогулок по роше.

После смерти Александра Македонского в Афинах победила аитимакедонская партия и Аристотеля обвинили в богохульстве, в 323 г. он вынужден был покинуть Афины.

Умер Аристотель на о. Евбея в 322 г. до н.э.

Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания; Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории философии и др.

Аристотель первым предложил и систему классификации наук (схема 25).

Основные труды. Покидая Афины, все свои работы Аристотель оставил ученику Теофрасту, от которого они перешли к ученику последнего – Нелею. Более ста лет труды Аристотеля пролежали в подземном хранилище. В I в. н.э. они попали в Рим, где были систематизированы и изданы Андроником Родосским.

Сохранилось большое количество работ Аристотеля (хотя далеко не все) в самых разных областях знаний, но многие из них

Схема 25. Классификация наук у Аристотеля

известны только в многократных переводах с одного языка на другой (с древнегреческого – на сирийский, с сирийского – на арабский, с арабского – на еврейский, с еврейского – на латынь, с латыни – на современные европейские языки).

Работы по философии были объединены в книгу, которая получила название "Метафизика" (букв. – "после физики"), так как в данном собрании сочинений она шла после книги под названием "Физика"[2].

Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля – возможно, они принадлежат его ученикам. Часть произведений Аристотеля написана совместно с его учениками, которые подбирали и систематизировали материалы для этих работ, например по истории греческих полисов (городов- государств), истории животного и растительного мира.

К числу основных трудов Аристотеля относятся:

Диалоги[3]: "О философии", "Эвдем", "Протрептик".

Логика (Органон): "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "Опровержение софизмов", "Об истолковании", "Категории"[4].

Философия: "Метафизика".

Физика: "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении". "Метеорология".

Биология: "История животных", "О частях животных", "О движениях животных", "О происхождении животных".

Психология: "О душе".

Этика: "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика".

Политика: "Политика", "Афинская полития".

Экономика: "Экономика".

Искусствоведение: "Поэтика".

Ораторское искусство: "Риторика".

Философские воззрения. История философии. Аристотеля можно считать первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всегда начинает с изложения всех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. В значительной степени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведениями о древнегреческой философии раннего периода.

Отношение к Платону. Аристотель всегда высоко ценил своего учителя Платона, но в то же время это не мешало ему критиковать последнего: "Платон мне друг, но истина дороже", – говорил Аристотель.

Особенно критикует Аристотель учение Платона за неясность и запутанность вопроса об отношениях между идеями и конкретными вещами чувственного мира.

Логика. Аристотель – основоположник европейской (классической) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильного мышления: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определение истины и лжи (ставших общепринятыми в европейской культуре), разработка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умозаключения – силлогизмах).

Работы Аристотеля по логике были объединены в книгу под названием "Органон" (Орудие) – она считалась необходимым орудием познания во всех философских направлениях.

Сам Аристотель считал логику не самостоятельной наукой, а обязательным введением ко всем наукам (пропедевтикой).

Метафизика (первая философия). Учение о бытии. Аристотель является дуалистом: он признает существование двух самостоятельных первоначал материи и формы. Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы.

Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия – это бесформенное неопределенное вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же – источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.

Аристотелевское понятие "формы" близко к платоновскому понятию "идеи". Форма – это некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но нс индивидуальная. Только при внесении формы в кусок меди мы получаем определенный предмет – кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма – это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и т.п.) обладают единой сущностью кувшина.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя. Так, глина есть оформленная материя – это земля, в которую привнесена форма (сущность) глины. Но по отношению к кирпичу, сделанному из глины, глина выступает в качестве материи, в которую привнесена форма кирпича. В свою очередь, кирпич выступает в роли материи для дома, построенного из кирпичей.

Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:

• ее сущностью;

• источником движения;

• причиной;

• целью.

Первоформа, соответственно, выступает у Аристотеля в качестве высшей сущности всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей цели. Но первоформа – это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.

Гносеология. Любовь к знанию – прирожденное свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир.

Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырех стадий (табл. 23).

Таблица 23

Стадии познания

Стадии познания

Предмет познания

1. Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств

Конкретные единичные вещи

2. Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете

Множество конкретных единичных вещей

3. Искусство[5] (техне) знание сущности множества вещей

То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы

4. Философии {науки) – высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика

Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего

Знать, по Аристотелю, – значит, прежде всего, знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами.

Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где "одно возникает ради другого".

Космология. Космос является сферичным и конечным, но вне его нет ничего, кроме перводвигателя; космос существует вечно. В центре мира находится шарообразная Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части – подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого – Эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. Подлунный мир – место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей, а надлунный – мир вечных сущностей.

Различаются несколько видов движения, т.е. перемещения в пространстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение – наиболее близкое к вечности и неизменности. Надлунный мир состоит из ряда сфер, к которым прикреплены соответственно все небесные тела; движутся не сами Солнце, Луна и т.д., а эти сферы. Крайнюю сферу – сферу звезд – двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам – вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных (схема 26).

Схема 26. Перводвигатель и передача движения

Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и в качестве таковой просуществовала вплоть до эпохи Возрождения.

Биология. Аристотелю принадлежит ряд конкретных открытий в биологии. Он первым провозгласил, что живые организмы и растения также достойны изучения, как и звезды, описав более 500 видов животных и предложив классификацию для них. Аристотель также допускал самопроизвольное зарождение низших видов живого из неживого.

Психология. Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с Богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные – растительной и животной, человек – всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души неотделимы от тела – как у растений и животных, так и у человека. Но вероятно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела.

Аристотель отвергал учение о переселении душ.

Практическая философия Этика. Этика имеет дело с "правильной нормой" человеческого поведения. Эта норма не может быть выведена теоретически, она обусловлена особенностями социальной жизни. Высшее благо человеческой жизни счастье, оно достижимо только при добродетельной жизни. Наивысшее возможное для человека счастье достигается при занятиях философией.

Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек – это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в "счастливой и прекрасной жизни". Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления Аристотель считал "политик", где нет резкой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.

Физический труд – удел рабов, рабство существует "от природы", и рабами должны быть в основном варвары (не греки).

Дело свободного человека интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.

Экономика. Аристотель первым систематически исследовал такие явления хозяйственной жизни, как товарное хозяйство, сравнивая его с натуральным, социальное разделение труда и обмен, и выделил две функции денег (как средства обмена и как формы стоимости).

Творческая философия. Эстетика. Под искусством Аристотель понимал как особый вид творческой человеческой деятельности, так и продукты этой деятельности. По словам Аристотеля, "искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей", имея в виду подражание формам бытия. Но при этом художник свободен в выборе предметов, способов и средств подражания.

Судьба учения. Аристотель, как и Платон, оказал величайшее воздействие на всю последующую философию. Правда, в различные эпохи отношение к разным частям его наследия было неоднозначным.

Так, начиная с эпохи эллинизма и до наших дней логика Аристотеля во всех философских направлениях признавалась как необходимое орудие рационального познания. Аристотелевская логика считалась единственно возможной вплоть до появления в XX в. неклассической (неаристотелевской) логики.

Космология Аристотеля, на базе которой Птолемей (II в. н.э.) разработал свою геоцентрическую модель космоса (аристотелевско-птолемеевскую) доминировала в христианском и мусульманском мире вплоть до революционного переворота в астрономии, совершенного Коперником в XVI в.

Физика Аристотеля просуществовала до конца эпохи Возрождения, когда на смену ей пришла наука, основанная на экспериментальном методе.

Метафизика Аристотеля в эпоху эллинизма была одним из многих философских учений и далеко не самым популярным. В эпоху раннего Средневековья она была почти неизвестна в Европе, но в IX–XII вв. активно развивалась в мусульманской и еврейской философии, а с XIII в. (в виде томизма) стала доминирующей в Европе. В эпоху Возрождения ее начал опять "теснить" платонизм. В философии Нового времени метафизика оказалась практически полностью отброшенной: последний крупный философ, который еще говорил о "материи и формах", был Фрэнсис Бэкон, считающийся родоначальником философии Нового времени. В современной философии (XIX–XX вв.) она используется только в неотомизме (схема 27).

Схема 27. Аристотель: истоки и влияние

Выводы

Подводя некоторые итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направлений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии (схема 28).

Схема 28. Формирование материализма, идеализма и дуализма

Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму или плюрализму была не строгой, что хорошо видно из следующей схемы (схема 29). Тем не менее, в силу традиции многие философы безоговорочно причисляются к определенному направлению. (Подробнее об этом см. на с. 17–19.)

Схема 29. Виды первоначал в древнегреческой философии