Лекция 14. АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ И ИХ КОМПЛЕКСОВ

Архитектурная композиция – это целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям. Она отличается от других видов композиции в искусстве (художественной, музыкальной, литературной) именно своим синтезом художественных и технических приемов, которые позволяют создать совершенное по своим художественным качествам и целесообразное в функциональном и техническом отношении здание или сооружение, отвечающее триаде Витрувия: "польза, прочность и красота".

Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внешний объем и внутреннее пространство, которые вместе образуют объемно-пространственную структуру здания. Обязательным условием в большинстве случаев является единство внешнего и внутреннего объемов. Сравните композиционные решения жилого дома и общественного здания, приведенные на рис. 14.1. В первом случае мелкие членения внутреннего пространства соответствуют мелким членениям наружного объема. Во втором случае большие внутренние пространства соответствуют свободной композиции внешних объемов здания.

Рис. 14.1. Жилые дома Олимпийской деревни (на заднем плане) и теннисный центр (на переднем плане). Арх. Н. В. Миндрул

Но существуют и примеры композиционных решений, когда такое единство не выдерживается вполне сознательно. В основном это касается зданий-памятников и зданий-монументов, имеющих большую идеологическую программу, например храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади в Москве (рис. 14.2), построенный в честь взятия Казани в XVI в. зодчими Бармой и Постником. Девять монументальных объемов-столпов, посвященных святым, дни памяти которых приходились на дни удачных сражений в походе на Казань, и десятый – колокольня – возведены на общем основании-стилобате и объединены галереями. Они призваны производить впечатление храма-памятника. Зодчие достигли удивительного единства торжественности и монументальности композиции внешнего объема. Внутреннее пространство в этих объемах мелко расчленено, рассчитано на небольшое количество молящихся и играет подчиненную роль.

Рис. 14.2. Покровский собор в Москве. Арх. Барма и Постник. 1561 г.

Наоборот, в здании ГУМа в Москве огромные внутренние пространства торговых пассажей не нашли отражения во внешнем облике; сильно расчлененные и насыщенные мелкими деталями фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры ГУМа. Если бы это здание стояло не на Красной площади, то такое отсутствие единства внешней и внутренней композиции характеризовало бы это здание отрицательно. Однако в окружении зданий Исторического музея, храма Василия Блаженного, стен Кремля и кремлевских башен оно составляет единый ансамбль этого архитектурного комплекса.

К сооружениям без внешнего облика относятся подземные сооружения (подземные станции метрополитена, подземные торговые центры и т.п.). Наоборот, в мостах, эстакадах, телебашнях и водонапорных башнях преобладает внешний объем. При проектировании станций метрополитена помимо решения функциональных задач (обеспечение удобства посадки пассажиров в вагоны и условия движения людских потоков) архитектор с помощью эмоционального воздействия композиционных средств борется с возможностью возникновения неприятных ощущений, связанных с пребыванием пассажиров под землей и с отсутствием естественного света.

Композиция внутренних пространств здания представляет собой построение помещений и их связи, которое основано на единстве функциональной целесообразности каждого помещения и их связи между собой, а также их конструктивной структуры и художественного выражения. Функциональный процесс обусловливает форму, размеры помещений и систему планировки здания. Поиски композиции внутренних пространств ведутся одновременно с поисками композиции внешних объемов.

Композиция внутренних пространств может быть замкнутой (рис. 14.3, а). При замене стен колоннами пространства объединяются. Отсутствие стен создает условия для создания свободной композиции интерьеров, глубина которых зависит от структуры здания. 'Гакова, например, анфиладная система планировки (рис. 14.3, б). Другой прием – свободное раскрытие пространства и создание его глубины за счет каких-либо характерных элементов помещения или конструкций, которые подчеркивают его глубину (рис. 14.3, в). Глубина пространства подчеркивается также наличием плоскостей, уходящих от наблюдателя, или формами переднего плана, частично заслоняющими формы второго плана по направлению линии зрения (рис. 14.3, г).

Рис. 14.3. Композиции внутреннего пространства:

а – интерьер с замкнутым пространством; б – интерьер при анфиладной системе планировки; в – интерьер с элементами, подчеркивающими глубину пространства; г – интерьер с плоскостями, уходящими в глубину, и с частично закрытым передним планом

Новые конструктивные системы позволяют полностью или частично заменить наружные стены светопрозрачными ограждениями и связать внутреннее пространство с внешней средой, с окружающим ландшафтом, зрительно расширить интерьер. В одних зданиях это уместно (аэропорты, фойе гостиниц). В других это вступает в противоречие с требованием обеспечения интимности, защищенности, сосредоточенности внимания (жилые дома, номера гостиниц, учебные классы и аудитории). В последних, однако, необходимо обеспечить достаточную естественную освещенность. Требования к светопрозрачным конструкциям достаточно противоречивы. С одной стороны, они должны обеспечивать связь внешней и внутренней среды, поставлять в помещение как можно больше естественного света, обеспечивать требуемую продолжительность инсоляции. Для этого они должны быть как можно больше. С другой стороны, они должны предотвращать большие потери тепла зимой, защищать помещение от перегрева летом, наружного шума и непрошенных взглядов. Для этого они должны быть как можно меньше. Проектировщик должен выбрать нужное решение в соответствии с функциональным назначением здания и архитектурно-художественным замыслом.

Композиция интерьеров зависит также от вида и формы выбранных конструкций, цвета поверхностей, ограничивающих помещение, оборудования, мебели и т.д.

Композиция внешних объемов имеет целью создание художественного образа здания, которое можно узнать. Художественный образ должен соответствовать функциональному назначению здания и условиям градостроительной среды. Различают два метода создания композиции – функциональный и универсальный. Первый базируется на выявлении внутренней функциональной структуры здания соответствующим построением его внешних объемов, второй – на создании обобщенной (как правило – элементарной) объемной формы (рис. 14.4). Первый связан с творчеством ведущих мастеров функционализма (братья Веснины, Вальтер Гропиус), второй – с творчеством Л. Мис ван дер Роэ, который заключал в лаконичные четкие объемы стеклянных прямоугольных призм, имеющих прекрасные пропорции, здания любого назначения (театр, офис, выставочный зал, учебное заведение, многоквартирный жилой дом). Массовая практика архитектурного проектирования ближе к первому методу. Однако она избегает в членениях внешних объемов буквального воспроизводства внутренней структуры здания, которое может нарушить художественное единство формы.

Рис. 14.4. Функциональный и универсальный методы создания композиции:

а – Дворец культуры Автомобильного завода им. Лихачева в Москве, 1930-е гг., арх. бр. Веснины: б – павильон Германии на Международной выставке в Барселоне, 1929 г„ арх. Л. Мис ван дер Роэ

Установлено, что существует определенное количество одновременно наблюдаемых объектов (7 ± 2), число которых непосредственно фиксируется сознанием (правило Мюллера). Большое число объектов воспринимается лишь как неопределенное множество относительно самостоятельных фрагментов композиции, лишает ее единства, производит впечатление хаотичности. Не менее важным для обеспечения единства композиции является неравнозначность составляющих ее элементов. Равнозначность элементов по объему, форме, цвету и другим параметрам зрительно разрушает композицию, разлагает ее на отдельные, не связанные объемы. Неравнозначными могут быть и равные объемы, но различно расположенные относительно оси симметрии, имеющие различную массивность и другие признаки (рис. 14.5).

Рис. 14.5. Соподчинение равных объемов при их различном размещении (я) и массивности (б)

Любая простая или сложная композиция сводится к одной из четырех основных – объемной, фронтальной, высотной, глубинной – или их сочетаниям (рис. 14.6).

Рис. 14.6. Виды композиции внешних объемов зданий:

а – центрическая (крытый рынок); б – фронтально-осевая (кинотеатр); в – фронтальная (жилой дом); г – глубинная (выставочный павильон)

Объемная или центрическая композиция имеет относительно равные размеры по всем трем осям координат. Она присуща большинству зданий церквей, цирков, крытых рынков, крытых спортивных сооружений или выставочных павильонов. В застройке они размещаются так, чтобы можно было их наблюдать со всех сторон. Это требует согласование форм и членений всех фасадов (рис. 14.7).

Рис. 14.7. Объемная композиция. Собор Дома инвалидов – Пантеон (Париж). Общий вид (а) и план (б). Арх. А. Мансар. 1693-1706 гг.

Фронтальная композиция отличается тем, что здание имеет главный фасад, задний, как правило, второстепенный фасад и боковые фасады, также во многих случаях рассматривающиеся как второстепенные. На самом деле архитектор должен уделять большое внимание при проектировании всем фасадам. Однако главный фасад в данном случае формирует архитектуру застройки. Размеры по протяженности здания при такой композиции преобладают над размерами по глубине. Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и учебных зданий (рис. 14.8). Для целостного восприятия таких зданий перед ними необходимо иметь большие свободные пространства (площадь, парадный двор – курдонер, парковое пространство – партер и др.). Плоскостность фронтальных композиций часто обогащается включением отдельных или глубинных элементов, таких как сквозные проезды, выступающие объемы входных помещений и т.д. Разновидностью фронтальной композиции является фронтально-осевая композиция, в которой протяженность главного фасада меньше, чем боковых фасадов (рис. 14.9).

Рис. 14.8. Фронтальная композиция. Версаль (Франция), садовый фасад дворца. Арх. А. Мансар

Рис. 14.9. Фронтально-осевая композиция. Парфенон (Афины). Арх. Иктин и Калликрат. 447–432 гг. до н.э.

Высотная композиция отличается преобладанием высоты сооружения над его размерами в плане. Высотные композиции присущи храмам, колокольням, минаретам, крепостным башням. В современной архитектуре такая композиция используется в высотных зданиях, а также в таких инженерных сооружениях, как телевизионные башни, водонапорные башни и др. (рис. 14.10). В архитектуре прошедших веков гармонизация высотного объема сооружений осуществлялась членением их на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а высоты ярусов принимались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиции с основных точек зрения. В современной архитектуре поярусное членение применяется сравнительно редко. Высотность башен подчеркивается вертикальными членениями простых прямоугольных объемов или применением объемов пирамидальной формы.

Рис. 14.10. Высотная композиция с поярусным членением:

а – колокольня Ивана Великого (Москва). XVI– XVII вв.; б – колокольня Новодевичьего монастыря (Москва). XVII в.

Глубинная или глубинно-пространственная композиция развивается в направлении, перпендикулярном к фронту здания. Она характерна в основном для зданий храмов базиликального типа, иногда – для выставочных павильонов. В интерьерах – это анфиладная система планировки. В градостроительстве ее применение характерно для обеспечения архитектурного единства относительно узких уличных пространств, ориентированных на расположенный в глубине этого пространства главный объект. Иногда для усиления единства композиции фасады, выходящие на эту улицу, проектируют одинаковыми или композиционно похожими. Так запроектированы улица Росси в Санкт-Петербурге, ориентированная на здание Александрийского театра, улица Уфицци во Флоренции, ориентированная на башню палаццо Сеньории или улица офисов в комплексе ЭУР в Риме, ориентированная на дворец конгрессов (рис. 14.11).

Рис. 14.11. Глубинная композиция. Дворец конгрессов (Рим, ЭУР). 1950-е гг.