Архитектура и иконопись XVI в

Расцвет шатровой архитектуры, каменная по образцу деревянной. Первый шатровый храм Вознесения в Коломенском (1532) в честь рождения Ивана. Высота 58 м (Нотр-Дам 69 м.). Почти половину здания составляет 8-гранный шатер, восьмерик на четверике, со всех сторон галереи. Сочетание красного и белого. Чтобы своды не упали, увеличили толщину стен внизу (до 2/3 площади). В связи с расширением каменного строительства ввели единый размер кирпича, производившегося на государственных заводах с клеймом (государственный герб). В качестве декора терракотовые изразцы. Однако по-прежнему преобладало дерево. В XVI в. окончательно сложился тип крестьянского дома: изба с клетью (горницей), холодные сени под двухскатной крышей.

В 1505-1508 гг. итальянец Бон Фрязин поставил на месте старой церкви столп Ивана Великого, в середине столетия пристроена звонница, а закончена при Годунове. Почти 80 м. Пожар 1547 г. уничтожил фрески Кремля, к 1552 г. они были восстановлены: Золотая палата Кремля расписана под руководством Сильвестра и митрополита Макария. В росписях царских палат светские (исторические), а не церковные темы преобладали. Стоглав указал иконы Рублева как образец для подражания. Дьяк Иван Висковатый возражал против росписей Золотой палаты, особенно против иконы псковских мастеров Остани и Якушки, написанной для Благовещенского собора (расхождение московской ортодоксальной школы и новгородско-псковской религиозной культуры, более открытой западным влияниям). Для Висковатого икона должна была изображать лики, а не символы (против того, что Христос изображен как воин на кресте или нагой ангел с крыльями и т.п.). Т.е. он выступал за следование старой, византийской традиции. "Строгановская школа" - Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий и Федор Савины - работали в Москве, но часто выполняли заказы Строгановых, техническое совершенство, искусство миниатюры, сохранено в Палехе.

В честь взятия Казани построен храм Покрова Богородицы. Первоначально построили деревянную Троицкую церковь, а потом на этом месте в 1555-1561 гг. построен каменный собор. Храм Василия Блаженного. 47 м. Зодчий Барма и псковский мастер Постник Яковлев. Комплекс из 9 храмов-столпов, центральный с высоким шатром, а 8 храмов-приделов с куполами. Первоначально храм был белым а главы покрыты побеленным железом. В XVII в. получил пеструю окраску, изменилось покрытие глав.

Помимо кремлевских, в Москве соорудили в 1530-х гг. каменную стену Китай-города вокруг посада. В 1580-х гг. возвели стены Белого города (зодчий Федор Конь-Савельев) - нынешнее бульварное кольцо; в 1591-1592 гг. Деревянный город (Скородом) - Садовое кольцо (1580-1590-е гг.); линии укреплений со 120 башнями окружили Москву в XV-XVI вв.

Переход к огнестрельному оружию изменил характер укреплений, стали нужны более мощные каменные стены с башнями, бойницами, дозорными вышками. В 1508-1511 гг. с участием Петра Фрязина построен каменный кремль Нижнего Новгорода. В 1514-1521 гг. построен кремль в Туле, затем в Коломне, Зарайске. В 1556 г. был построен кремль в Серпухове. В XVI в. построены каменные стены Троице-Сергиева монастыря. Федор Конь построил Смоленский кремль - "ожерелье русской земли".

Храмы - либо монументальные либо посадские и монастырские (небольшие по размерам). Величественные храмы строились в подражание Успенскому собору Кремля. Решив сделать опричной столицей Вологду, Иван IV лично следил за строительством храма Св. Софии (1568-1570) - в подражание Успенскому собору Кремля. Громадный по размерам, он все же упрощенно повторял Успенский собор в Москве.

Из Новгорода начало распространяться многоголосое пение. Иван Шайдуров изобрел "знамена" - знаки для записи мелодии. Шире колокольный звон. Скоморохи (группы до 100 человек). Одежда крестьян: у женщин - понева и сарафан, косоворотка с разрезом на левой стороне у мужчин, кокошник и валенка - головные уборы. Пища - капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная репа, рыба, овсяный кисель, по праздникам - пироги с начинкой, блины, яйца, икра, осетрина, пиво, мед.