Архитектура Древнерусского государства X–XIII веков

К 852 г. на востоке Европы происходит формирование самого крупного для периода раннего Средневековья феодального государства. Это государство охватывало территорию от Белого до Черного моря, от Балтики до Уральских гор и от Западной Двины до нижнего течения Оки. Это государство – Киевская Русь – колыбель трех восточноевропейских культур – великорусской (русской), белорусской и малорусской (украинской). Еще во II в. н.э. древнеримский историк Тацит отмечал, что славяне умеют строить дома. Результаты научных данных подтверждают эти слова Тацита. Так, еще в XXI в. до н.э. сложилась так называемая трипольская культура, от которой дошли археологические остатки многочисленных поселений между Карпатами и Днепром. Обычно поселения славян имели кольцевую планировку, близкую к окружности. По внешней стороне круга размещались жилые здания, в центре была либо свободная площадь, либо одиночно стоящая общественная изба. Такое укрепленное поселение именовалось городищем. В зависимости от величины территории поселения в нем могло быть от 30 до 200 домов. Примерно к XV в. до н.э. праславяне обособляются на территории между Балтикой, Одером и Днепром, Волго-Окским и Владимиро-Суздальским регионами. В VIII в. н.э. славяне начинают мирное освоение территории Клинско-Дмитровской гряды и современной Тверской области. Происходит их смешение с угро-финскими племенами. Примерно в этот же период у славян происходит формирование нового типа укрепленного города. Параллельно с кольцевыми городищами начинают возводиться линейные городища вдоль берегов рек протяженностью до 1,5 км. В подобном типе городища особо укрепляется так называемая напольная сторона, обычно ров и земляной вал дополняет деревянный частокол, а иногда сплошной ряд деревянных срубов, которые заполняются землей, глиной и камнями. Этот ряд срубов носил название городня. С внутренней стороны к укреплениям примыкали сплошные ряды застройки, так называемые клети. Поэтому весь этот период называется периодом клетской архитектуры (рис. V.4). Именно ориентация на дерево как единый материал и для городских укреплений, и для жилых зданий определяет отсутствие в русском зодчестве архитектурных памятников моложе X в.

Начиная с VI в., по мере того как происходит разложение общинного строя, возникают и первые города – Плесков (Псков), Полоцк, Ладога, Старая Русса, Киев, Чернигов, в 859 г. заложен Новгород. Города становятся центрами политической и религиозной жизни. Жилая застройка городов в этот период остается деревянной, но меняется ее тип. Вместо большого родового дома – клети строят усадьбу на одну семью. На земельном участке размещают хозяйственные постройки, баню, огород. Этот тип города в России сохраняется на столетия. Дворянская Москва XIX в. построена именно так, поэтому планировка русского города более прозрачна, нежели скученная застройка средневековых городов Западной Европы. Древнерусские города были хорошо благоустроены. Так, например, Париж был замощен только после 1840 г., во время сто кардинальной перепланировки бароном Османом. В XVI–XVII вв. Лондон и Париж утопали в грязи, а такие города, как Киев, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Тмутаракань (Тамань), Галич, Холм, Владимир-Волынский, Корец, Любеч, были замощены деревянными плахами, которые укладывались на уложенные в грунт бревенчатые лаги уже к X в. В этот период Русь вступила в период раннефеодальной общественной формации и миновала рабовладельческий период истории. С 979 и до 1016 г. государством единолично правил Великий князь Владимир, при котором в 988–992 гг. начался период крещения Руси. Столицей государства в этот период становится Киев, так называемый город Владимира, он был компактен по своей планировке и располагался на высоком берегу Днепра. Наследник Владимира князь Ярослав Мудрый первоначально не смог сохранить политическое единство страны. В 1019 г. возникло два древнерусских государства, Киевская Русь с центром в Киеве и Северская Русь с центром в Чернигове, по с 1037 г., после смерти черниговского князя Мстислава, Ярослав восстановил государственное единство страны и превратил Киев в столицу огромного европейского государства. Он расширяет территорию города еще на 70 га, обносит его мощными дубовыми стенами с четырьмя каменными воротами. Одни из них (Золотые ворота) сохранились до наших дней, несмотря на сильные разрушения. При Ярославе в Киеве возводится и кафедральный собор русских митрополитов – собор Св. Софии. В конце XI в. в Киеве насчитывалось 400 храмов и 8 монастырей. Путешественник Адам Бременский пишет, что "500-тысячный город Киев – соперник Константинополя, который является блестящим украшением Византии".

Древнейший кирпичный собор Успения Божией Матери, построенный при Великом князе Владимире в 989–996 гг. византийскими мастерами, не сохранился. Он был разрушен при штурме Киева в 1240 г. войсками хана Батыя. Этот первый храм носил название Десятинной церкви. Изучение фундаментов этого храма позволяет сейчас говорить о том, что это была трехи ефная крестовокупольная постройка с сильно выдававшейся западной частью. Это придавало ей характер базилики. Позднее с севера к храму были пристроены галереи. Также, изучая фундаменты этого собора, можно предположить, что храм был многокупольной постройкой. Десятинная церковь была построена из кирпича плинфы квадратной формы и толщиной 2–4 см. Кладка велась на известковом растворе с добавлением толченого кирпича – цемянки (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Десятинная церковь в Киеве (реконструкция)

В 1011 – 1037 гг. в Киеве строится наиболее величественный памятник русского каменного зодчества – Софийский собор (рис. 5.3). Он представляет собой новый вариант пятинефного и пятиабсидного крестово-купольного храма. Несмотря на то что композиция собора и система его росписей во многом повторяют византийские образцы того времени, киевский собор является очень ярким и своеобразным образцом раннего национального древнерусского зодчества.

Рис. 5.3. Собор Св. Софии в Киеве, восточный фасад (реконструкция)

Конструктивно собор выполнен в технике X–XI вв., применявшейся в Византийской империи. Это позволяет считать, что в Киеве могли работать столичные византийские архитекторы и строители. Пространство хоров собора площадью около 300 кв. м выполняло многосторонние функции. Так, например, князь не только молился на хорах во время богослужения, но и принимал послов, обсуждал государственные дела, на плоской кровле собора – гульбище – было открыто первое в истории Древней Руси светское княжеское училище – прообраз университета. Это даст основание говорить о том, что храм был не просто местом молитвы, но также и местом общественно-политических собраний и местом, где размещалось первое в русской истории светское учебное заведение. Это отражали и фресковые композиции, размещенные на хорах собора.

При наследниках Ярослава Мудрого появляется новый заказчик – церковь. Князья стали основывать родовые монастыри. Церковь заказывала возведение в монастырях каменных храмов. В 1073–1078 гг. в Киеве возводится Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Монастырь становится центром русского летописания и борьбы за автономию русской митрополии от византийского патриарха. Успенский собор – это трехнефный собор без галерей, своды которого опираются на шесть крестообразных столбов. С западной стороны к столбам примыкает нартекс. Хоры собора располагались только над нартексом, и поэтому основной объем храма воспринимался более целостно. Собор был однокупольным, купол располагался на крестообразной структуре сводов. С южной стороны нартекса была пристроена небольшая квадратная башня, внутри которой шла лестница на хоры собора. Интерьер собора отличался особым великолепием: на стенах мозаика, фрески, барельефы, мозаичные полы, мраморная алтарная преграда – темплон. Западный портал собора был выполнен из белого итальянского мрамора. В XII в. изменяются композиционные характеристики и архитектурные объемы храмов. Редко возводятся пятинефные базилики, исчезают парадные галереи, уменьшаются размеры хоров. Многоглавие храмов заменяется на одноглавие. В основном строятся трехнефные шестистолгшые одноглавые храмы. Отдельно при храмах стали возводиться особые крестильные помещения. Наиболее яркими примерами архитектуры этого периода в Киеве являются хорошо сохранившиеся соборы Выдубицкого и Кирилловского монастырей. Собор Кирилловского монастыря (Кирилловская церковь), возведенный около 1146 г., служил княжеской усыпальницей, поэтому в стенах нартекса были устроены аркасолии – ниши для установки саркофагов (рис. 5.4, V.5).

Рис. 5.4. Кирилловская церковь в Киеве:

а – план; б – ниши-аркасолии