Архитектура

Маринетти ценил творческие идеи погибшего в Первую мировую войну архитектора-футуриста Антонио Сант-Элиа. Опираясь на эти идеи, лидер итальянского футуризма считал, что новый театр должен иметь в диаметре 200 метров, сцена должна быть окружена кольцом воды, высота подмостков 100 метров. Установка на гигантизм многое определяет в футуристической архитектуре. Эта установка была близка и даже совпадала с монументалистским гигантизмом фашистской идеологии.

Живопись

Изобразительные произведения футуристов - темные тексты на отвлеченные и метафизические темы. Чтобы понять смысл этих произведений, необходима их словесно-литературная интерпретация. Многие приемы заимствуются живописцами из других видов искусства.

В своих Манифестах и теоретических высказываниях футуристы утверждали, что наши чувства в живописи нельзя больше шептать. Мы хотим, чтобы отныне они пели и звучали на наших холстах подобно оглушительным триумфальным фанфарам; разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в дальнем конце улицы? Эти теоретические идеи воплотил в живописные картины Северини (картины "Кафе", "Модистки", "Беспокойные танцовщицы").

Картина ортодоксального художника-футуриста Умберто Боччони "Смех" (1911) изображает, как в хаосе лучей мелькают рюмки и другие предметы, на ней можно также различить лицо поющей женщины с интенсивно красным ртом. Его картины отвлеченны и натуралистичны.

Боччони - теоретик и практик футуристической скульптуры. Он создает "Технический манифест скульптуры" и предлагает дать "скульптуру окружающего" со взаимным прониканием планов: "Полнейшее уничтожение законченной линии и законченной статуи. Откроем фигуру, как окно, и заключим в ней среду, в которой она живет". Программной скульптурой футуристов, в которой полно осуществлены принципы, провозглашенные в техническом манифесте, стало произведение Боччони "Единственная форма протяженности в пространстве". Это широко шагающая фигура.

Боччони в духе эстетики футуризма истолковывает цвет в своих картинах на примере полотна "Материя", в композиции которой, по словам критиков, "сливаются призрачность целого и натуральность деталей".

В 1912 г. в Париже прошла выставка в галерее Бернхейма-младшего. На ней столкнулись футуризм и кубизм. Кубисты порицают футуристов за антихудожественность и за ОГЛАВЛЕНИЕ без формы, футуристы обвиняют кубистов в "замаскированном академизме" и в культивировании формы без содержания.

Футуристы озабочены внедрением высшей техники и новых технологий в художественную культуру. Так, например, Маринетти, отрицая станковую живопись, мечтал о фресках, написанных высокотехнологичным проектором на облаках, а итальянский художник Руссоло конструировал шумопроизводящие аппараты, воспроизводящие звуки большого города.

В футуристических манифестах регламентируется, какой цвет следует употреблять на картине для передачи того или иного запаха или шума.

Футуристическая картина "Лошадь-молния" Давида Бурлюка стремилась отобразить "природу, взятую в момент ее зиждительного движения", и одновременно воспроизвести и воплотить в образы воспоминания о прошедших в деревне детстве и юности авангардиста, любившего крестьянские мотивы.

Поэт Вадим Шершеневич писал о Бурлюке: "он был хорошим поваром футуризма и умел "вкусно подать" своих подопечных. В том числе и при помощи публичного скандала, считавшегося в то время "фактором развития искусства". Современники говорили о нем "Не человек - кипяток". Знаменитый теоретик театра Николай Евреинов писал: "Одно время выражение "бурлюкать" было принято в наших художественных кругах как terminus technicus".

Написанная в эмиграции (в США) картина Д. Бурлюка "Пейзаж с повозкой и мельницей (пейзаж с четырех точек зрения)" характерна множественностью ракурсов рассмотрения реальности.