Археология кушанского и раннемусульманского периодов Средней Азии

Средняя Азия в начале 1-го тысячелетия н.э. до завоевания арабами находилась под влиянием могущественной Кушанской империи. Кушанская империя включала Северную Индию, территорию современного Афганистана и часть Средней Азии. Поворотным событием средневековой истории народов Средней Азии было арабское завоевание в IX в. и распространение мусульманства.

К кушанскому периоду относится дворец правителей Хорезма - Топрак-кала (I-III вв.) - огромный замок с тремя башнями. Высота сохранившихся стен замка - 25 м. По углам возвышались большие квадратные башни, внутри которых размещались жилые помещения. Во дворце было множество различных строений. Исследована группа парадных залов, в том числе огромный "зал царей", в котором на высоких, примыкавших к стенам постаментах возвышались скульптурные группы, изображавшие царей Хорезма в окружении родных и богов-покровителей. Вход во внутренние помещения дворца шел через небольшой "алебастровый зал", также имевший парадный вид. Его стены украшали пышные горельефные изображения царя. С другой стороны "алебастрового зала" был расположен так называемый "зал темнокожих гвардейцев", где представлены скульптуры воинов в железных чешуйчатых панцирях и высоких головных уборах. В южной части дворца находился гарем и другие помещения. Стены гарема также украшали великолепные росписи. Целый комплекс помещений дворца-крепости занимал арсенал, где находились мастерская по производству оружия, склады военного снаряжения.

Во время раскопок крепости Топрак-кала было найдено около 100 текстов на глине, дереве и коже. Некоторые из них датированы началом III в. Интересные сведения о правителях Хорезма дает нумизматический материал поселения.

Другой город - Пенджикент - был поздним согдийским городом. Он возник в V в., в VII - начале VIII в. переживал расцвет и погиб в результате арабских завоеваний. Город располагался в долине Заравшана. Его раскопки проводятся с 40-х гг. XX в.

В центре города, за крепостной стеной находилась площадь с двумя храмами, за которой тянулся огромный массив строений. Около цитадели были разбросаны усадьбы пенджикентского пригорода, а далее к югу - погребальные склепы. В пригороде были открыты винодельни, стекольная мастерская, хозяйственные дворы.

На центральной площади города располагались храмы. Большой открытый двор ограждали глухие стены с расположенными внутри них помещениями. Вдоль внутренних стен двора тянулись высокие диваны для отдыха, прикрытые сверху навесами. В центре двора имелся водоем, обсаженный деревьями. Стены покрывала красочная роспись.

Самые ценные находки в Пенджикенте - это эпические полотна согдийской живописи. Так, на левой южной половине одного из храмов располагалась композиция - водная стихия с пенистыми гребнями волн, раскрашенных в синий цвет. В воде изображены человеческие фигуры, рыбы, дельфины и огромное морское божество, встающее из воды, с трезубцем в руках. Здесь же могучий тритон и фантастическое существо с телом человека и плавниками вместо ног.

Образцом сюжетной живописи является и сцена оплакивания умершей женщины. В центре композиции погребальный шатер с усопшей. Вокруг него истязают себя толпы плакальщиц и плакальщиков, причем женщины и мужчины стоят двумя отдельными группами. Они рвут на себе волосы, надрезают уши, царапают щеки. Люди различаются по внешнему облику: одни светлокожие с овальными лицами (согдийцы), другие - желто-коричневого цвета, с подчеркнуто выступающими скулами и удлиненными раскосыми глазами. Над людьми расположены значительно превосходящими их по размерам мужские и женские божества с нимбами вокруг головы. Богатая настенная роспись украшала не только стены храмов, но и жилые помещения. Это сцены, изображающие подвиги Рустама, героя известного эпоса "Шахнаме". Роспись состоит из трех сюжетных ярусов. Сцены на нижнем ярусе бордюра повествуют о подвигах богатыря. Герой верхом на гнедом коне едет во главе дружины. Затем он предстает вступившим в единоборство с другим всадником. В двух других сценах Рустам сражается с фантастическим чудовищем - крылатым драконом с головой льва, телом змеи и человеческими руками, из ран чудовища вырываются языки пламени. В одном из углов изображена поразительно динамичная сцена борьбы со свирепыми демонами-дивами с козлиными бородами и ногами с копытами. Двое из демонов, натянув луки, стремительно летят в бой на крылатой колеснице.

Искусство Пенджикента ярко и самобытно, одновременно реалистично по исполнению и эпично по сюжету, свидетельствует о высоком уровне развития кушанской культуры Средней Азии.

Пенджикент не единственный город, выдающийся замечательной настенной живописью. Большое научное значение имеет городище Варахша на западе долины Заравшана, где были также открыты настенные росписи, кушанский город Дальверзин-тепе, раскопанный на юге Узбекистана.

В VIII в. Средняя Азия попала под влияние арабов. Многие города пришли в запустение, превратились в развалины, но возникли и новые - центры мусульманской культуры. Изменилась даже планировка городов: в центре располагался арк - цитадель с дворцом правителя, вокруг него - шахристан с домами аристократии и базарами. Шахристан в свою очередь окружал рабад - ремесленно-торговые поселения. Такие элементы планировки были характерны для средневекового города.

На культуре среднеазиатских городов лежит печать мусульманской идеологии. Искусство, воспевавшее человека, героев и богов, уступило место схематичному орнаменту. Стены зданий этого времени украшал причудливый геометрический орнамент из комбинаций пересекающихся многоугольников, которые сплетались в сложный звездчатый узор. В орнаменте часто использовались стилизованные цветы и ветки растений. Искусство орнамента в Средней Азии было доведено до совершенства: орнаментальные мотивы составляли даже буквы арабского алфавита, тексты из Корана.

В сооружении монументальных зданий стали применяться обожженный кирпич и поливные голубые изразцы. Шедевром домонгольской архитектуры является мавзолей Саманидов в Бухаре, выстроенный в конце IX в. Здание мавзолея прекрасно сохранилось. Его стены украшены красивым мозаичным орнаментом из мелких квадратных кирпичиков. Средневековые архитектурные памятники и городское строительство с характерным беспорядочным нагромождением строений настолько отличаются от античных памятников, что создастся впечатление, будто они созданы разными народами. Но перед нами не культура двух различных народов, а всего лишь памятники различных эпох - античной и феодальной.

Изменения коснулись и сельского хозяйства. Например, в ходе археологических работ в Хорезме выяснилось, что античная ирригация Хорезма представляла собой систему огромных широких и мелких каналов, шедших параллельно руслу реки. От магистральных каналов отходили более узкие и глубокие, с многочисленными ответвлениями, подававшими воду на поля. В средние века в отдельных районах страны значительно увеличилась плотность населения. Многие старые земледельческие районы превратились в зоны кочевого и полукочевого скотоводства. Сельское хозяйство стало вестись, видимо, более интенсивно. Это заметно хотя бы по ассортименту сельскохозяйственных культур. Наряду с просом, пшеницей и ячменем в средние века выращивали хлопок и кунжут, виноград и персики, абрикосы, сливы, груши. Широко были распространены бахчевые и огородные культуры.

Расцвет средневековой Средней Азии приходится на XII в. Могущественной державой в то время была империя Хорезм-шахов, просуществовавшая до 1221 г. и павшая под ударами Чингисхана. Материалы, полученные в результате раскопок, рисуют полную драматизма борьбу среднеазиатских городов с монголами. Древний Самарканд был совершенно разрушен. Разорению подверглись все города Средней Азии. Уничтожена была почти вся оросительная система, в результате чего пустыня в течение короткого времени поглотила многие созданные человеческим трудом земледельческие районы.

Самарканд был восстановлен и стал столицей гигантской империи Тимура. Город приобрел новую, невиданную для средневековья планировку: его пересекали прямые, широкие радиальные улицы. Для архитектурных сооружений этого времени было характерно применение мозаичных изразцовых розеток и мраморных плит.

Были сооружены многие грандиозные здания, среди которых построенная в 1405 г. усыпальница Тимура - Гур-Эмир, щедро отделанная прозрачным зеленоватым и белым мрамором. В XV в. внук Тимура Улугбек, могущественный правитель и ученый, построил вблизи Самарканда обсерваторию. В ходе ее раскопок был обнаружен гигантский секстант, сооруженный в специально вырытой для него шахте и служивший для астрономических наблюдений. Выдающимся сооружением мира XV в. можно назвать здание Самаркандской медресе, высшей духовной школы, совершенное по своим формам и архитектурному убранству: оно украшено бесчисленными комбинациями многолучевых звезд и многолепестковых цветов.