Лекция 9. Археологические культуры Скифо-Сибирского мира

Основные события и изобретения:

o культуры скифо-сибирского мира как отражение исторической ситуации;

o формирование обществ в степной Евразии (скифо-сибирский мир как система раннегосударственных образований);

o начало функционирования транспортного пути Восток - Запад (Шелковый путь);

o скифо-сибирский мир Евразии как особый тип цивилизации.

Археология скифов

С начала 1-го тысячелетия до н.э. в степях Причерноморья и частично на Северо-Западном Кавказе жили киммерийцы. Название этого народа отражено в ассирийских, греческих, урартийских и персидских источниках. Однако соотнести киммерийцев с определенной археологической культурой сложно.

К предскифскому времени в Северном Причерноморье относятся сабатиновская и белозерская культуры, датируемые X - серединой VIII в. до н.э. Белозерская культура изучена по поселениям и могильникам в Приднепровье. Для нее характерны сосуды со слабо отогнутой шейкой, украшенной одним-двумя опоясывающими валиками и нарезкой, невысокие двуручные кубки, низкие миски с почти вертикальными стенками, слегка горбатые бронзовые ножи, кельты и серпы с крючком на ручке. Курганы и бескурганные погребения предскифского времени были открыты по берегам Днепра и на территории вплоть до Молдовы на западе. В это время возрастала роль кочевого скотоводства, менялся быт, возник обычай при погребении всадника класть рядом с ним сбрую и оружие.

Считать какую-либо из указанных культур чисто киммерийской нельзя. Они, скорее, принадлежали как киммерийцам, так и другим предскифским племенам, а также, вероятно, и собственно скифам. Видимо, в предскифский период господствующей силой в Причерноморье были киммерийцы, которых в последующем, как лидирующая сила, сменили скифы. Название же "киммерийцы" относится не столько к какой-то отдельной археологической культуре, сколько к целой хронологической эпохе. Впоследствии также получилось и со скифами, Скифией и археологической культурой скифов.

Скифы упоминаются еще в первой половине VII в. до н.э. в ассирийских клинописных текстах как народ, проникший из Причерноморья через Закавказье на территорию Передней Азии. В течение 28 лет они господствовали в Мидии, участвовали в штурме Ниневии, в разгроме государства Урарту. В конце VII в. до н.э. скифы возвратились в Причерноморье и установили свое господство. Началось 500-летнее господство скифов в степях Причерноморья. Вряд ли верно будет связывать формирование скифской культуры только с завоевательными походами скифов. Скифы переживали в то время период, известный в истории как "военная демократия", сопровождавшийся походами, войнами, в которых участвовала военная элита общества. Основное население оставалось на своих местах. Это был сложный процесс перегруппировки сил, вытеснения, консолидации, формирования новых основ хозяйства, который и знаменовал начало скифской эпохи, т.е. лидерства скифов в Причерноморье и создание системы вождества.

Скифия в период расцвета простиралась от Нижнего Дуная и Карпат до Дона, на юге до побережья Черного и Азовского морей, а на севере - до лесной зоны. Территорию населяли этнически неоднородные племена и народы, различавшиеся по типу хозяйства и образу жизни. Северо-Западное Причерноморье занимали каллипиды - смешанные греко-скифские земледельческие племена. К западу от Днепра жили фракийцы, воспринявшие многие особенности скифской культуры. Между Днестром и Днепром расселились скифы-пахари. В степях Причерноморья обитали скифы-кочевники и царские скифы. Левобережное лесостепное Приднепровье принадлежало скифам-земледельцам. К северу от скифов проживали невры, меланхлены и будины.

Все это породило возникновения двух научных теорий. Приверженцы первой полагают, что под скифами греки понимали различные народы, включая как собственно скифов, так и другие племена, жившие по соседству с ними и говорившие на разных языках. Другие же видят в скифах единый народ, расселившийся на обширной территории южнорусских степей.

Интерес к скифским памятникам возник очень давно, но дореволюционная археология изучала в основном курганы скифской знати. Первый скифский курган был раскопан еще в XVIII в. Несмотря на то что большинство скифских курганов были ограблены еще в древности, в некоторых из них были обнаружены великолепные образцы ювелирного искусства. В кургане Куль-Оба около Керчи среди предметов, найденных в гробнице и тайнике, особый интерес представлял сосуд, сделанный из сплава золота и серебра (электра). На нем изображены скифы-воины в башлыках (конических головных уборах), одетые в кафтаны и кожаные штаны. Один натягивает тетиву лука, другой перевязывает раненному ногу, третий - удаляет товарищу зуб.

Около Никополя во второй половине XIX в. был раскопан один из самых знаменитых царских курганов - Чертомлык. Высота его более 20 м, а окружность - 350 м. Внутри находились два погребения знатных людей. Рядом с вождем в особых камерах были похоронены его жена, шесть рабов и 11 коней. Среди множества предметов быта и украшений выделяется большой серебряный сосуд для вина с кранами. Его поверхность украшена цветами и птицами, а в верхней части расположена композиция с изображением скифов, которые ловят и спутывают лошадей.

Другой большой курган - Солоха (около Никополя) - был раскопан в начале XX в. Внутри него также два погребения: центральное было ограблено, а боковое осталось нетронутым. В особой камере обнаружено захоронение пяти коней и конюха. На скелете вождя остались золотые бляшки с геометрическим орнаментом и изображениями зверей. Очевидно, бляшки нашивали на одежду или погребальное покрывало. Около скелета лежал меч в ножнах, украшенный золотыми изображениями зверей. На правой руке вождя красовался золотой браслет с львиными головками, около головы находился бронзовый шлем и золотой гребень. С погребенным лежала булава - знак власти и стояли шесть серебряных сосудов. Около стены камеры был найден скелет в панцире, рядом с ним - наконечники стрел и меч. Вероятно, это был оруженосец. У входа в камеру обнаружили останки подростка, должно быть, слуги. В особом углублении, сделанном в виде ниши, стояли три бронзовых котла с лошадиными, коровьими и бараньими костями, большой медный таз, ситечко для процеживания вина и остатки серебряной обивки деревянных сосудов. В другой нише стояли греческие амфоры, в которых, вероятно, хранились вино и масло. Из многочисленных вещей, найденных в кургане, наибольшую известность приобрел золотой гребень, на рукоятке которого изображено сражение всадника и двух пеших воинов. Раскопки царских курганов проводились и в более позднее время. Уникальные вещи были найдены в прошлом веке в Гаймановой Могиле в Запорожской области. Огромный курган (более 8 м высотой и 80 м в диаметре) окружали 70 небольших курганов. На склоне его обнаружены следы поминальной тризны: обломки сосудов, наконечники стрел, кости животных. У основания кургана были открыты два входа, ведущих в подземную камеру, расположенную на глубине 8 м. Это погребальное сооружение служило царской усыпальницей и является ценнейшим археологическим памятником Скифии. В нем обнаружены атрибуты скифской царской власти: богатейшая утварь, несколько тысяч превосходных ювелирных изделий и великолепные предметы из тайника: золотые и серебряные ритуальные сосуды, деревянные чаши с накладными золотыми пластинками по венчику, два ритона (сосуды в виде рога животного) для вина, серебряные кувшины (килики) и серебряная с позолотой чаша, украшенная рельефным изображением длинноволосых, бородатых скифов, которые сидят, облокотясь на щиты. На них узорчатые кафтаны, узкие штаны, полусапожки с острыми носами. Один держит ножны с мечом, другой - колчан со стрелами, в руках обоих плети. Благодаря тому, что лица и кисти рук сделаны из серебра, а одежда и оружие - из золота, фигуры наделены изумительной портретной выразительностью.

Рис. 45. Вещи из царских курганов скифов:

1 - золотая стилизованная фигура оленя, Костромской курган, VI в. до н.э.; 2 - сосуд из кургана Куль-оба

Рис. 45. Вещи из царских курганов скифов (продолжение):
3 - золотой гребень, курган Солоха; 4 - серебряная ваза с изображением скифов. Гайманова могила, IV в. до н.э.; 5 - ваза для вина (серебро, золото), курган Чертомлык

Рис. 46. Археологическая культура скифов. Материалы из погребений, поселений и случайные находки:
скифский меч, наконечники копья и стрел, металлические украшения в "зверином стиле", керамические сосуды и бронзовые котлы

В 70-е гг. XX в. в Днепропетровской области был раскопан курган Толстая Могила с царским погребением в центре, двумя ямами для погребения коней и могилами конюших. В боковой гробнице лежал скелет молодой женщины. Ее одежду и покрывало украшали орнаментированные золотые пластинки, а шею - массивная литая гривна с фигурами львов, охотящихся за оленями. На висках погребенной были подвески с изображением сидящей на троне богини, на руках - широкие золотые браслеты и перстни. Рядом в алебастровом саркофаге был погребен ребенок. На его скелете были также обнаружены золотые бляшки, перстни, браслеты. Здесь же находились миниатюрные атрибуты царской власти, сосуды для вина и широкий золотой пояс.

В центральной, царской, могиле, несмотря на то что она была ограблена, были обнаружены парадные вещи царя: обложенный золотом меч, золотые украшения, нагайки и золотая царская пектораль (нагрудное украшение), имеющая большую художественную и историческую ценность.

Обряд погребения, как показали раскопки, в основном совпадал с описанным в свое время Геродотом. Согласно Геродоту, труп умершего вождя, пропитанный воском, возили от племени к племени. Затем умершего доставляли к заранее приготовленной могиле и клали на подстилку. В могиле хоронили одну из предварительно задушенных наложниц, виночерпия, повара, конюха и слугу, клали по особи разного скота и золотые чаши. После этого над могилой насыпали высокий курган.

Материалы раскопок больших скифских курганов позволяют воспроизвести элементы быта знати, но они мало свидетельствуют о жизни рядовых скифов.

Могилы рядовых скифов представляют собой невысокие насыпи, под которыми располагаются погребальные сооружения в виде неглубоких катакомб или простых ям. В большинстве могил встречаются лишь простые лепные горшки, бронзовые кольца и серьга, железные ножи с костяными ручками и наконечники стрел.

Скифские поселения стали исследовать позже, чем курганы. Только в XX в. начались раскопки скифских городищ. Наиболее ранние поселения скифов были открыты у Бугского лимана. Они отличаются небольшими размерами. Скифы жили в домах-полуземлянках с глинобитным полом и печами. Обязательной принадлежностью таких домов были хозяйственные ямы для хранения зерна. В поселениях было обнаружено много костей домашних животных - коров, овец и лошадей. В V в. до н.э. на Среднем Днепре и по берегам Буга появились большие укрепленные скифские городища. Особенно много их было открыто за последнее время в лесостепной части скифской периферии. В большинстве случаев они располагались на берегах небольших притоков. Наиболее известными городищами являются Пастырское, площадью около 35 га, Немировское около Винницы, Григорьевское у Могилев-Подольского и др. Люди жили в землянках, крытых корой и соломой. На территории собственно Скифии хорошо изучено Каменское городище на Днепре. Оно занимало площадь около 12 кв. км, было окружено мощным земляным валом шириной и высотой около 11 м. Вдоль наружной стороны вала тянулся ров. Внутри городища, на берегу реки, находился обнесенный каменной стеной акрополь. Население в социальном отношении было неоднородным. Основными его занятиями были ремесло и сельское хозяйство. В акрополе жила скифская аристократия. Внутри акрополя обнаружены остатки каменных и сырцовых (из необожженного кирпича) домов с печами, сделанными из глины на деревянном каркасе. Совсем иной вид имели постройки, открытые археологами в ремесленной части поселения, - наземные жилища и землянки. Наземные дома состояли из двух или трех комнат. Они сооружались из ряда поставленных вертикально столбов и плетней и обмазывались глиной. Землянки были разделены внутри столбовыми стенами на комнаты, в некоторых были обнаружены очаги из глины. Оба вида построек использовались под жилье и под хозяйственные и производственные нужды (как мастерские, амбары для хранения продуктов и прочих надобностей). Несколько построек, как правило, составляли комплексы. Такой хозяйственный комплекс обносили забором. Производственный комплекс объединял, очевидно, несколько родственных семей, занимавшихся ремеслом. В центре обычно находился небольшой храм богини огня. В поселении было найдено много керамики. Посуда была разной формы. Ее делали вручную, поэтому поверхность была груба, неровна. Наряду с местной жители поселения пользовались привозной греческой посудой.

В Каменском городище сохранилось немало разных предметов ремесла и домашнего хозяйства. Городище было населено по преимуществу металлургами. В результате раскопок обнаружены многочисленные остатки железного шлака, куски кричного (губчатого) железа, заготовки, наконец, сами изделия и инструменты металлургов и кузнецов. Орудия труда скифы делали в основном из железа. Известны скифские железные серпы, топоры, черешковые ножи, к которым приделывалась рукоятка из кости или дерева. Скифы пользовались железными пилами. Довольно разнообразны орудия труда ремесленников: молотки, зубила, стамески, клещи, наковальни, пряслица и иголки.

В городищах найдены земледельческие орудия труда: железные серпы с крючком на конце для крепления к деревянной ручке, зернотерки в виде овальных плоских плит. Зерновое хозяйство и производство хлеба у скифов было широко развито. Они производили зерно не только для себя, но и на вывоз. Скифское зерно скупали греки, жившие по соседству в городах.

Предметы скифского вооружения разнообразны: известны скифские мечи-акинаки из железа, короткие, клиновидные, а также бронзовые наконечники стрел (самые ранние образцы наконечников стрел - плоские с втулкой (специальным отверстием для надевания на древко) и с шипом, но больше всего трехгранных или трехлопастных стрел), железные наконечники копий, крючки для колчанов, железные пластины от панцирей. Разнообразны были и детали конской сбруи.

Скифы были конными воинами, вооруженными небольшими луками. Лук и стрелы помещались в горите - специальном деревянном футляре, обтянутом кожей. Гориты знатных скифов украшались золотыми и серебряными рельефными пластинками. Многие всадники имели доспехи, состоявшие из бронзового шлема, панцирной рубашки из нашитых на кожаную основу бронзовых или железных пластин и поножей. Воина надежно защищал овальный или прямоугольный щит из дерева, обтянутый толстой кожей. В снаряжение воина входили кожаный пояс, украшенный железными или бронзовыми пластинками. Слева к нему крепился горит, справа - ножны с мечом. В бою применялось различное оружие: дротики, тяжелые копья с массивным железным наконечником, кинжалы и боевые топоры.

Скифия археологическая и Скифия историческая, по описанию Геродота, в основном совпадают, хотя распространение предметов скифской культуры и культурноисторическое влияние скифов были значительно шире. Геродот говорит о расселении в Скифии шести "этносов": от Ольвии на западе "первыми живут каллипиды", выше их - алазоны, которые сеют хлеб, лук, чеснок, чечевицу и просо; выше алазонов живут скифы-пахари, которые сеют хлеб на продажу; вдоль Днепра и к востоку от него живут скифы-земледельцы, а еще восточнее - скифы-кочевники, ничего не сеющие и не пашущие. На востоке собственно скифского мира живут царские скифы - "самые лучшие, считающие прочих своими рабами". Политическое единство, существование системы подчинения и интенсивные хозяйственные связи способствовали распространению на всей территории Скифии сравнительно однородной скифской культуры. Скифия образовалась в результате завоевания и подчинения царскими скифами многочисленного населения страны и установления военно-даннических отношений. В то же время сохранялась и родоплеменная структура.

В конце V - начале IV в. до н.э. произошли важные социально-политические изменения: скифские племена объединились под властью царя Атея. Скифское царство достигло своего расцвета. Именно к этому времени относится большинство так называемых царских курганов и укрепленных городищ, расположенных по Днепру. Происходит усиление имущественного и социального неравенства, идеологическое обособление знати, что нашло свое отражение, например, в акрополе Каменского городища, где знатным обитателям принадлежали каменные дома. На этот период приходятся расцвет городской жизни, рост торговли. Происходит экспансия скифов на запад: завоевание Атеем части фракийцев, утверждение скифов в Добрудже. Скифы оказываю серьезное влияние на политическую жизнь на Балканах.

За последние десятилетия хорошо изучены племена, жившие на окраине Скифии и в лесостепной зоне, которые испытали непосредственное влияние скифской культуры. Среди них меотские племена Восточного Приазовья, Кубани. По уровню социально-экономического развития они были близки скифам. Наряду с погребениями общинников у них известны курганы родовой знати (около Ульского аула). В обряде погребения большое место отводилось лошади. В одном из ульских курганов обнаружена площадка с 50 скелетами погребенных лошадей, а в основании кургана открыты остатки деревянного шатра, вокруг которого лежали кости более чем 300 скелетов лошадей. В Елизаветинских курганах обнаружены погребения женщин-рабынь (они были убиты и погребены у самого спуска в могилу). В коридорах, ведущих в каменный склеп, находились остатки колесниц и запряженных в них лошадей.

К северу, в пограничных со скифами районах лесостепи, обитали оседлые земледельцы. Здесь открыто большое количество городищ скифского времени. Среди них выделяются Немировское в Винницкой области и Григорьевское у Могилев-Подольского, относящиеся к VII-V вв. до н.э. Они были укреплены валами. В городищах открыты наземные жилища и жилища в виде полуземлянок. Внутри жилищ были каменные очаги. Найдено много керамики: большие корчаги для хранения продуктов, горшки баночной формы для варки, черпаки, кубки, миски. Посуда богато украшена геометрическим орнаментом. Кроме местной встречается и греческая посуда, много мелкого бытового инвентаря в виде булавок, игл, костяных шильев, молотков, глиняных пряслиц и каменных оселков.

Большие изменения произошли в Скифии в III в. до н.э. На территорию скифов вторглись жившие к востоку от них сарматы. Пришельцы подчинили часть скифов, другие же переселились в Крым, где основали столицу Неаполь (Неаполь Скифский). Остатки этого города сохранились на холме на окраине Симферополя и представляют собой часть оборонительной каменной стены, развалины каменных домов, зерновые ямы. Недалеко от крепости исследован мавзолей скифской знати. С погребенными находилось много золотых и серебряных вещей и оружия. Обнаружены также вырубленные в скале склепы. В одном из них сохранилась живопись: бородатый скиф в кафтане и высокой шапке играет на лире. Здесь же изображена сцена охоты: скиф верхом на коне и с собаками травит кабана.

Позднескифская культура испытывала влияние культуры Греции и Рима, которое проявилось, в частности, в предметах роскоши и в архитектуре городских построек.

Большие общественные здания и даже многие частные дома построены из камня по эллинскому образцу: с двускатной крышей, колоннами, полуколоннами и фронтоном, что свидетельствовало о постепенном перерождении скифской культуры.