APS-системы и SCM-надстройки корпоративных информационных систем ERP-класса

APS-системы были первоначально предназначены для решения задач внутрифирменного планирования, но очень скоро стало понятно, что их можно успешно применять для динамичных и комплексных цепей поставок. По мере развития концепции УЦП спрос на системы класса APS резко возрос. Существующие на рынке APS-системы можно условно разделить на три категории.

1. APS-системы в составе ERP-систем различных фирм (например, ERP-система Ваап с APS-системой CAPS Logistics, ERP- система J.D.Edwards с APS-системой Numetrix, ERP-система Infor c APS-системой Mapics).

2. APS-системы в составе ERP-систем как разработка одной и той же фирмы (например, фирмы SAP AG – SAP АРО).

3. APS-системы как отдельные программные решения (например, компании "i2 Technologies").

APS-системы представляют собой модульные информационные системы для интегрированной поддержки процессов межпроизводственного планирования и управления. Для использования APS-системы необходимо наличие ERP-системы или иной базовой системы для работы с основными данными на уровне предприятия. Как правило, APS-системы получают данные из ERP-системы и поэтому применяются совместно с ней. Содержащиеся в ERP-системе основные данные и данные планирования, времени пополнения запасов, информация о производственных мощностях являются отправным пунктом для того, чтобы осуществлять комплексный процесс планирования в логистической цепи. APS-системы не заменяют ERP-системы, а дополняют их функциональность в области оптимизации производственных процессов. Интегрируя данные из ERP-системы, APS-системы фактически образуют новый уровень планирования производства.

Вообще говоря, вариантов объема функционала, вкладываемого в термин "APS-система", достаточно много. Одним из них является разделение модулей системы по продолжительности горизонта планирования. Структурно система APS в разрезе горизонтов планирования, функциональных областей логистики, указания соответствующих процессов в SCOR-модели и взаимодействующих систем может быть представлена следующей схемой (рис. 9.3) [19].

Перечень модулей, рассматриваемых в структуре APS-системы (см. рис. 9.3), подразумевает наличие следующих возможностей [21]:

• стратегический дизайн сетевой структуры цепи поставок (strategic network design), включающий функционал по долгосрочному планированию расположений производственных площадок, логистических мощностей, структуры сети распределения, стратегических продаж и поставок;

• планирование потребности/спроса (demand planning), включающее функционал долгосрочного планирования продаж и среднесрочного планирования потребности в товарах/ресурсах;

• выполнение плана (прогноза) спроса/продаж и проверка доступности (demand fulfillment/АТР), включающее функционал по краткосрочному планированию потребности и интерактивной проверке доступности при регистрации потребности клиента;

• главное производственное планирование сети поставок (master planning), включающее функционал по среднесрочному планированию сети поставок, а именно – координации распределения, логистических мощностей, производства, поставок и персонала;

• производственное планирование и составление детальных графиков выпуска продукции (production planning and detailed

Рис. 9.3. Набор модулей APS-системы для сетевой структуры (сети) цепей поставок

scheduling), включающее функционал по составлению производственных планов и графиков и взаимодействию с системами, управляющими производственными линиями (MES[1]);

• планирование транспортировки и распределения (transport planning and distribution planning), включающее функционал по краткосрочному планированию транспорта и его загрузки;

• закупки и планирование потребности в материалах (purchasing and material requirements planning), включающие функционал по планированию потребности в комплектующих и составлению проектов заказов на закупку.

Надо отметить, что в зависимости от производителя программного обеспечения состав модулей и их наполнение могут варьироваться. Это означает, что какой-то функционал может отсутствовать, а модули могут совмещать в себе различные возможности либо, наоборот, детализироваться. Тем не менее, исходя из описания функционала типичной APS-системы, можно вывести стандартные возможности, которая она предоставляет.

Рынок APS-систем интенсивно развивается и завоевывает своего потребителя. Однако надо осознавать, что в отличие от ERP-систем, которые в том или ином объеме (возможно даже, только в части поддержки финансовых процессов) требуются любому предприятию, система для поддержки процессов расширенного планирования в цепи поставок понадобится далеко не каждой компании. В то же время крупные транснациональные корпорации, обладающие сложными многозвенными цепями поставок, готовы внедрять программное обеспечение APS/SCM-классов для управления ими.

Ведущими разработчиками APS-систем в настоящее время[2] являются компании SAP AG, "Oracle", "Manhattan Associates", "i2 Technologies", IBS, "RedPrairie", "Infor" и "JDA Software" [26]. В России применение систем класса APS (SCM) реализуется только крупными компаниями. Наиболее популярные системы здесь SAP ERP/SCM (SAP АРО) (см. гл. 8) и Oracle SNO (см. гл. 3). Выбор той или иной информационной системы, как правило, обусловлен выставляемыми требованиями со стороны бизнеса к информационной поддержке процессов в цепях поставок. Также дополнительным критерием может быть наличие корпоративного программного обеспечения производителя (обычно это ERP-система), что позволяет получить скидки от поставщика, а также с меньшими затратами и усилиями интегрировать информационные системы в единый системный ландшафт. В этом случае требования определены и едины для всех поставщиков SCM-решений, поэтому можно сравнить и оценить APS-системы с других позиций:

• объем предоставляемой стандартной функциональности;

• отраслевой фокус и наличие опыта внедрения;

• фокус производителя программного обеспечения;

• стоимость лицензий и др.

На рис. 9.4 приведена основная функциональность APS-си- стем.

Как можно заметить из рисунка, поставщиков, предоставляющих практически полный комплект функциональности, соответствующий эталонной APS-системе, достаточно много.

Анализ программных APS-пакетов с точки зрения наличия отраслевой специфики и опыта внедрения в конкретной индустрии дан на рис. 9.5.

Богатой отраслевой спецификой могут похвастать также немало производителей программных пакетов. Тем не менее по оценке двух параметров можно выделить следующих производителей, которые являются наиболее мощными поставщиками ПО APS:

• "i2" (в настоящее время JDA);

• "Infor";

• "Oracle";

• SAP.

Отличием продукта "i2" является наличие наиболее полной функциональности, соответствующей APS-решениям. Тем не менее у других приложений данный пробел (модуль supply network design) может быть заполнен с применением дополнительных программных продуктов.

Все указанные производители являются мировыми лидерами производства корпоративного программного обеспечения, имеют большой опыт внедрения на предприятиях различных отраслей. Соответственно, необходимо применить дополнительные критерии для отбора программного продукта.

Другим немаловажным критерием является тот факт, что, к примеру, SCM-пакет компании "i2" является специализиро-

Рис. 9.4. Функциональность APS-систем [26]:

стандартная функциональность дополнительная функциональность

Рис. 9.5. Отраслевая специфика APS-систем [26]

стандартная функциональность дополнительная функциональность

ванным приложением по оптимизации цепочек поставок, но в то же время другие производители программного обеспечения предлагают полную линейку программных продуктов, включая и стандартные средства интеграции между ними, что немаловажно в крупных и сложных проектах по управлению цепями поставок.

Еще одним важным фактором выбора систем класса APS (SCM) является наличие специалистов по той или иной системе. Безусловно, в России и странах СНГ из перечисленных систем наиболее распространены пакеты компании SAP AG, являющейся ведущим разработчиком корпоративных приложений в мире.

Общая схема интеграции систем планирования и оперативного управления цепями поставок представлена на рис. 9.6.

Системы SCEM (см. параграф 8.3) предназначены для выявления нарушений и отклонений в выполнении работ, таких как запаздывание или поломка транспортного средства, превышение уровня страхового запаса, отклонения в производственных процессах и т.д. В случае возникновения отклонения SCEM-система идентифицирует затрагиваемые участки цепи поставок и оповещает лицо, принимающее решение (ЛПР), о причинах и последствиях нарушений. Основная функциональность SCEM-систем состоит в мониторинге (распознавании и визуа-

Рис. 9.6. Создание единого информационного пространства для решения задач мониторинга и регулирования логистических цепей (ЛЦ) [19]

лизации нарушений и помех), управлении оповещением (alert management) и имитационном моделировании альтернативных вариантов дальнейшего выполнения процессов цепи поставок. Для эффективного функционирования SCEM-систем необходимо создание ЕИП из информационных систем всех контрагентов, обеспечивающего необходимую степень актуальности и точности данных.

В последние годы ряд крупных компаний эффективно внедряет системы SCMo (см. параграф 8.4). В отличие от описанных выше APS-систем и SCEM, системы SCMo не представляют собой сложные оптимизационные алгоритмы, а предназначены исключительно для визуализации реального протекания процессов в цепях поставок, главным образом в области контроля уровня запасов и использования производственных и логистических мощностей. В рамках системы SCMo проектируется так называемый пульт управления i control station), устанавливаемый в ИТ-подразделении фокусной компании или 4РL-провайдера.

SC-менеджер в ФК получает тем самым комплексное видение текущей ситуации в цепи и имеет возможность составления различных аналитических отчетов по поведению контрагентов цепи поставок. Участники других звеньев цепи имеют подобную информацию непосредственно по своим поставщикам и клиентам. Информацию в систему вводят сами поставщики/контрагенты, например через Интернет. Системы SCMo не являются мощными оптимизационными системами, однако эффективность их использования подтверждается на практике. В первую очередь это связано с психологическим аспектом возникающей прозрачности системы, что приводит к повышению уровня ответственности поставщиков.

Как правило, ЕИП цепи поставок состоит из самостоятельных информационных подсистем управления и не координируется централизованно "пультом управления" фокусной компании или 4РL-провайдера (рис. 9.7). В связи с этим возникает необходимость обеспечения взаимодействия между различными классами систем, используемых различными участниками цепи поставок (interoperability tools).

Создание комплексной информационной сети ЕИП с участием контрагентов цепи поставок: поставщиков, производителей продукции, торговых компаний и клиентов – является чрезвычайно сложным организационно-техническим процес-

Рис. 9.7. Единое информационное пространство контрагентов цепи поставок [19]

сом и требует тщательной предварительной подготовки в виде четкого описания межорганизационной координации, документирования бизнес-процессов, моделей интегрированного планирования и УЦП. Только при наличии четко сформулированных и документированных правил и процессов взаимодействия контрагентов можно приступать к разработке концепции ЕИП.

С технической точки зрения создание ЕИП основано на разработке инструментальных средств обмена разноформатными данными гетерогенных информационных систем различных разработчиков программного обеспечения. Для этого существует целый ряд информационных технологий, таких как CORBA, J2EE ("Sun"), Dot.NET ("Microsoft") и т.д., а также специальные форматы данных, например XML. На их основе формируются специальные информационные среды, обеспечивающие обмен данными между контрагентами цепи поставок (напрямую между информационными системами предприятий либо через специально разработанную центральную координационную ИТ-систему). В настоящее время реализуется целый ряд подобных проектов, в частности Athena, Digital Business Ecosystems, Ecolead, OpenFactory. Создание интегрированной информационной SCM-системы создает предпосылки для реализации концепции управления результативностью (perfomance management), направленной на комплексную информационную поддержку процессов выполнения работ в цепи поставок [25].

Для обеспечения информационной совместимости при организации информационного взаимодействия между различными контрагентами цепи поставок большое значение имеют используемые классификаторы. Здесь особенно важна роль четкой классификации данных на основе единых описательных стандартов. К их числу относятся:

• ISIC (International standard industrial classification) – Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности;

• NACE (Statistical classification of economic activities)[3] – Статистическая классификация видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе;

• CPA (Classification of products by activity) – Статистическая классификация продуктов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе;

• ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и др.

Как было указано выше, для построения интегрированной информационной SCM-поддержки в состав ЕИП, помимо ERP и APS-систем, входят следующие системы (рис. 9.8):

• управление взаимоотношениями с клиентами (CRM);

• управление взаимоотношениями с поставщиками (SRM);

• управление событиями в цепи поставок (SCEM);

• электронное управление поставками (e-SCM).

CRM-приложения стали нужны на высококонкурентном рынке, где в фокусе стоит клиент. Главная задача CRM-систем – повышение эффективности бизнес-процессов, сосредоточенных во фронт-офисе компании, направленных на привлечение и удержание клиентов – в маркетинге, продажах, обслуживании, независимо от канала, через который происходит контакт с клиентом. На практике интегрированная CRM-система координирует действия различных подразделений компании, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия с клиентами. С точки зрения межфункциональной координации назначение CRM-системы – исправить ситуацию, когда отделы маркетинга, продаж и сервиса действуют независимо друг от друга, причем их видение заказчика часто не совпадает, а действия не согласованы. С позиций управления бизнес-процессами интегральный эффект от внедрения CRM-систем проявляется в том, что процесс принятия решения за счет автоматизации переносится на более низкий уровень и унифицируется. За счет этого повышается скорость реакции на запросы, растет скорость оборота капитала и снижаются издержки. Функциональность CRM-приложений охватывает маркетинг, продажи и сервис,

Рис. 9.8. Структура информационного пространства для управления цепями поставок [19]

что соответствуют стадиям привлечения клиента, самого акта совершения сделки (трансакции) и послепродажного обслуживания, т.е. все те точки контакта, где осуществляется взаимодействие контрагента цепи поставок с клиентом.

Для поддержки функций взаимодействий с поставщиками используются SRM-системы. Их основной функциональностью является стратегический выбор поставщиков, совместная разработка новых видов продукции, реализация всего цикла закупок, а также оперативный мониторинг и оценка деятельности поставщиков.

Информационная поддержка технологий CRM, SRM, а также таких концепций/технологий, как VMI и CPFR, составляет современную интегрированную среду – ЕИП контрагентов цепей поставок.

Дальнейшее развитие интегрированных ИТ-приложений для УЦП связано с интернет-технологиями. На их основе получила развитие концепция business-to-business (В2В), ставшая своеобразным "мостом", соединившим УЦП и Интернет. Именно на основе комбинирования концепций e-business и классических SCM-систем появляется новая концепция e-SCM. В ее основу положена модель виртуального предприятия. В концепции e-SCM Интернет выступает в качества среды коммуникации партнеров в цепи поставок и их информационных систем. К основным элементам e-SCM относятся e-procurement (электронное снабжение), e-fulfillment (выполнение электронных заказов), е-соттеrсе (электронная коммерция), e-collaboration (электронное сотрудничество) [26].

Таким образом, создание ЕИП, т.е. среды интегрированного планирования и управления всей цепью поставок, а также координации и коммуникации ее контрагентов является важнейшей составляющей концепции УЦП. Именно качество информационной поддержки в значительной степени определяет успех и эффективность УЦП-решений. Информационные технологии играют роль катализатора, позволяющего обеспечить принципиально новый уровень кооперационных отношений, реинжиниринга бизнес-процессов и разработки моделей интегрированного планирования и УЦП.