Возможности мозга

Чем больше люди узнают о мозге, тем больше их волнует вопрос о том, как же он возник, как сформировался этот уникальный объект?

Для верующих в Творца ответ бесспорный: человеческий мозг является вершиной Его творения. Наука все больше начинает сомневаться, что столь сложное и уникальное образование может возникнуть в процессе эволюции. Ученым не хватает нулей, чтобы описать все необходимые комбинации и преобразования, которые каким-то случайным образом могли бы привести к созданию этого уникального чуда.

Всего лишь около 20% ученых сегодня придерживаются мнения, что человек возник в результате эволюции, длившейся более 4 млрд лет. Концы с концами не сходятся. По их мнению, именно столько существует Земля. Согласно распространенной научной теории первые примитивные формы жизни появились только на втором миллиарде лет, а развитие мозга у живых существ началось всего 500 млн лет назад.

Сторонники эволюционного развития приводят достаточно весомые аргументы: наличие у человека "четырех мозгов", из которых только четвертый – человеческий, невозможно отвергнуть. Мы знаем, что примитивные бесхребетные существа наподобие моллюсков или раков, имеют очень простую нервную систему, которая насчитывает всего несколько тысяч нервных клеток. Но мозг мухи, например, состоит уже из 100 тыс. активных клеток. У позвоночных нервная система еще более сложная; для примера, мозг крысы состоит из 5 млн клеток, а мозг обезьяны – из 10 млрд.

Если природа "достраивала" человека на уже готовом материале, то тогда эволюционная версия подтверждается. Однако это не противоречит тому, что написано о сотворении мира в Библии. Как известно, все происходило постепенно. Сперва Господь сотворил растения, животных, птиц и рыб, а потом уже человека. Для "постройки" человека использовались уже готовые "чипы". Мозг постепенно достраивался, и никому неизвестно, сколько еще этажей можно соорудить.

Возможности нашего мозга поражают воображение. Почувствовав сенсацию, журналисты с удвоенной энергией описывают новые исследования в области мозга, не забывая, впрочем, давать и свое толкование добытым фактам. Распространяемая информация может основательно запутать рационально мыслящего человека. Вот несколько примеров интересных вопросов и правильных на них ответов.

Действительно ли слепые слышат лучше зрячих? Нет. Однако у незрячих лучше развита слуховая память. Они быстрее понимают смысл предложения на иностранном языке, а также лучше определяют источник звука.

Почему людям свойственно напевать надоедливые песни? Это будет происходить до тех пор, пока человек не займется делом, требующим полной отдачи. Инерция мозговых волн.

Человек не может пощекотать сам себя так же, как это сделает другой человек. Дело в том, что человеческий мозг настроен на восприятие внешних раздражителей, чтобы не пропустить важные сигналы в потоке ощущений, вызванных действиями самого человека.

Разглядывать фотографию сложнее, чем играть в шахматы. Дело в том, что человеку часто довольно сложно идентифицировать визуальные объекты. Увиденный мельком объект можно легко принять за что-то другое. К примеру, фигура человека, стоящая на неосвещенной трассе, может вполне оказаться дорожным знаком.

Зевота часто ассоциируется с недосыпом и скукой, но на самом деле это помогает человеку проснуться. Зевание позволяет легким получить больше кислорода, который затем перемещается в кровь, делая нас бодрее.

Лучшим источником тренировки способности выполнять несколько заданий одновременно являются компьютерные игры, в которых, к примеру, необходимо застрелить как можно больше врагов, наступающих с разных сторон. Игры заставляют людей рассредоточивать внимание и молниеносно реагировать на малейшие изменения ситуации.

Постоянные занятия спортом увеличивают количество капилляров в мозге, что позволят доставлять больше кислорода и глюкозы. Бывшие спортсмены с возрастом теряют ментальное здоровье гораздо реже остальных. Для эффективности занятия спортом должны продолжаться не менее 30 минут несколько раз в неделю.

Мозг человека использует меньше энергии, чем лампочка в холодильнике. Сообщения между клетками головного мозга передаются при помощи электрических сигналов.

Мозг помнит распорядок дня, начиная с приготовления кофе и заканчивая дорогой к дому. Способность вспомнить эту последовательность автоматически освобождает мышление от рутинных проблем и позволяет сосредоточиться на важных. Часто мозг автоматически включает услышанную мелодию в этот алгоритм и периодически напоминает ее человеку.

Человек использует только 8-10% возможностей своего мозга в зависимости от работы. Различные исследования показали, что иногда для выполнения даже простого задания активизируются многие отделы головного мозга, сложные задания может выполнять только один отдел.

Чем больше мозг, тем больше ума. Размер мозга не влияет на интеллектуальные способности человека. Тем не менее, по мнению исследователей, ум зависит от синапсов – контактов между нейронами. Их количество растет в детский и юношеский период жизни человека и влияет на интеллект.

Классическая музыка делает детей умнее. Этот миф появился в 1993 г., когда в журнале "Nature" было опубликовано исследование, согласно которому 10 минут прослушивания произведений Моцарта улучшало результаты контрольных работ студентов колледжей. Новость была моментально растиражирована в СМИ, которые подменили "студентов" "маленькими детьми". Однако никаких доказательств влияния классической музыки на интеллектуальные способности человека с тех пор не получено.

Тот факт, что с возрастом мозг слабеет, подтвердился. Клетки нашего мозга начинают отмирать уже в 20-летнем возрасте. После этого рубежа количество нейронов сокращается все быстрее и быстрее, но это – естественный процесс старения, который на наших умственных способностях практически не сказывается. Наоборот, с каждым годом активность человеческого мозга все возрастает, но всему есть предел. Как утверждают ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, после 39 лет наши мыслительные процессы перестают набирать обороты и постепенно замедляются. С количеством нейронов это не связано, зато связано с их состоянием. Миелиновая оболочка работает, как изоляция на электропроводах: именно она способствует быстрой передаче нервного сигнала от различных рецепторов к мозгу, а значит, помогает нам быстро соображать и реагировать на внешние события. После 39 лет эта оболочка начинает слабеть и постепенно истончается; реакция и мыслительные процессы становятся медленней.

Проверили свою теорию медики очень просто: они собрали группу из мужчин от 23 до 80 лет и попросили их пощелкать пальцами как можно быстрее. Сравнив количество щелчков, сделанных за 10 секунд, исследователи определили самых быстрых участников. Логика проста: чем быстрее движение, тем больше частота электрических разрядов в мозге. На основе этого эксперимента ученые построили график мозговой активности по возрасту, и оказалось, что пик приходится на 39 лет. Это, как свидетельствуют новейшие исследования, не относится к умственной активности мозга. У людей, постоянно и интенсивно занимающихся интеллектуальным трудом, пик ума приходится на 70-80 лет. Все выдающиеся мыслители человечества изрекли свои истины в достаточно преклонном возрасте.

Миелиновая оболочка нейронов начинает разрушаться около 30 лет, но в более раннем возрасте организм хорошо справляется с ее восстановлением. После 39 лет процесс восстановления миелина ослабевает, оболочка разрушается все быстрее и постепенно теряет способность проводить частые сигналы. Этот процесс можно легко проследить на примере профессиональных спортсменов: с возрастом они могут сохранить физическую форму, но скорость теряют.

Ученые также предполагают, что разрушение миелина сказывается на нашей памяти, но фактического подтверждения этому пока нет.

Мужчины умнее женщин? Для ответа на этот вопрос приводятся регулярные исследования, впрочем, безуспешные. Одни утверждают, что между полами не существует различий в уровне интеллекта, другие традиционно полагают, что мужчины гораздо умнее женщин, приводя в доказательство количество Нобелевских лауреатов. Правильно, очевидно, ставить вопрос так: смотря какой мужчина и смотря какая женщина. Все же исследования подтверждают, что в среднем мужчины умнее женщин на пять пунктов по 100-балльной шкале. Мужчины легче справляются с решением задач высокой сложности.

Когда спор в аудитории по теме "Кто умнее" заходит в тупик, произношу фразу: "Если Ева была клонирована из ребра Адама, то и ума в ней должно быть столько, сколько в адамовом ребре". Спорщики утихают. На самом деле, часть целого всегда несет в себе все признаки этого целого.

Генетические различия в уровне интеллекта между полами помогли объяснить, почему гораздо больше мужчин получают Нобелевскую премию или становятся гроссмейстерами по шахматам. Число мужчин, обладающих математическим интеллектом, превосходит аналогичное число женщин. Так, среди 24 тыс. человек, задействованных в одном из исследований, мужчин с показателем IQ = 125, характерным для очень образованных людей, было в два раза больше, чем женщин. Мужчин с уровнем IQ = 155, что соответствует гениальности, было в 5,5 раз больше.

С момента рождения в мозге человека уже существует 14 млрд клеток, и их число не увеличивается до самой смерти. Наоборот, после 25 лет оно сокращается примерно на 100 тыс. в день. За минуту, потраченную вами на чтение одной страницы текста, гибнет около 70 клеток. После 40 лет деградация мозга быстро ускоряется, а после 50 лет нейроны усыхают, сокращается объем мозга.

По другим данным, мозг достигает расцвета в 70 лет. Тот, кто дожил до этого возраста и занимался на протяжение всей жизни интенсивной мозговой деятельностью, вел нравственную жизнь, может торжествовать – настает время вознаграждения мудростью.

Зимой 1973 г. профессор Московского университета П. К. Анохин опубликовал свой последний научный труд по результатам 60-летних исследований природы нейронов. Вывод, который он сделал в этом труде под названием "Формирование естественного и искусственного интеллекта", звучал так: "Мы можем показать, что каждый из десяти миллиардов нейронов, которые насчитываются в человеческом мозге, способный образовывать связки, число которых равняется единице с двадцатью восемью нулями! Если принять, что один нейрон имеет подобный потенциал, тогда трудно представить, на что способен мозг в целом. Математически это значит, что общее число возможных комбинаций нейронов в человеческом мозге, если попробовать это выписать, равнялось бы единице с 10,5 млн километров нулей! Не существовало до сих пор человека, способного использовать весь потенциал своего мозга. По этой причине я не принимаю никаких пессимистических заявлений об ограниченности возможностей человеческого мозга. Они безграничны! Возможно, мы просто не хотим попробовать использовать весь потенциал человеческого мозга. Говоря: “Я в этом деле не специалист, поскольку у меня отсутствует способность к тому-то”, – мы одновременно искажаем факты и демонстрируем незнание самого себя. Если человек не владеет той или другой способностью, корректным утверждением было бы: “Мне еще нужно будет развить эту способность в себе”. Единственным барьером до того, чтобы все наши способности и умения нашли выражение и применение, есть то, что мы не всегда знаем, как их “включить”".

В свете новых исследований иначе трактуются и результаты интеллектуального тестирования. С новой силой вспыхнули споры о том, отражают ли тесты интеллекта (IQ) истинную силу мозга? Уже доказано, что показатель IQ может существенно измениться в результате небольшой целеустремленной тренировки. Как свидетельствуют исследования психологов Калифорнийского университета в Беркли, человек, который имеет высокий уровень IQ, не обязательно имеет такие качества, как независимость мышления и поступков, чувство юмора и возможность этот юмор оценить, ощущение красоты, сильную аргументация и т.д.

Специалисты, полагавшие, что тесты IQ измеряют широту и абсолютный диапазон способностей человека, не принимали во внимание тот факт, что тесты и результаты тестирования должны учитывать: 1) мозг, подлежащий измерению; 2) качество самого теста; 3) интерпретацию результатов тестирования.

Сторонники интеллектуального тестирования слишком увлеклись самими тестами и их результатами, не сумев понять истинную природу мозга, возможности которого они оценивают. Они не сумели понять, что их тесты не обнаруживают основные способности человека, а измеряют лишь ту часть его возможностей, которая осталась неразвитой и нетренированной. Если тесты IQ рассматривать как игровые упражнения или "маркеры" данной стадии интеллектуального развития в некоторых специфических сферах, то их можно использовать одновременно и для измерения уровня развития определенных способностей и в других сферах, и как отправную точку для их усовершенствования и соответственно повышение показателя IQ.