Возможности модульного обучения

Модульное обучение – одно из технологических нововведений. Так называется определенный взгляд на технологию обучения, когда учебная программа формируется из набора блоков. Они-то и называются блоками. Каждый из таких модулей предлагает собственное ОГЛАВЛЕНИЕ и свои методические разработки какого-то одного раздела учебной дисциплины. Вводя разнообразие такими готовыми модулями, переставляя их местами, преподаватель может добиться более значительных результатов.

Типы и виды обучения

Развивающее обучение Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. В системе Эльконина – Давыдова ребенок рассматривается как индивид, способный к самоизменению. В связи с этим центр данной системы – не обучающие техники преподавателя, а пробуждение в ученике желания и стремления учиться. Разумеется, это вовсе не означает, что учитель не настаивает на усвоении знаний, умений и навыков со егороны учащихся. Он лишь озабочен тем, чтобы пробудить в ребенке способность к саморазвитию. "В условиях развивающегося обучения учителю предстоит организовать деятельность детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи, т.е. поискового (творческого) типа. Это полностью исключает из арсенала его методических средств показ такого метода. Ведь как только искомый способ показан, зафиксирован, искать ученикам больше нечего. Лишается смысла и объяснение способа действия: пока он не найден, объяснять его нечего, когда же способ найден, сконструирован на основе общего принципа построения действий данного класса, объяснять его уже незачем. Наконец, существенно изменяется и смысл в воспроизведении найденного способа действия при выполнении упражнений: каждое из них требует от ученика не столько точного повторения найденного способа, сколько решения о его применимости в данных условиях"[1].

В структуре психологического знания существует детская, возрастная и педагогическая психология. Однако у Эльконина имеются разные объекты изучения, разные языки описания и поэтому предлагаются разные способы размышления. Что же касается психологии развития, то объектом ее является именно акт развития. Как подчеркивает Эльконин, развитие является особым бытием. Основная задача состоит в том, чтобы это развитие выделить и представить. "Опоры развития должны быть теоретически и практически воссозданы или пересозданы, они перестали быть, налично и объективно существовать. Онтология развития и задает строение этих форм и опор. Она есть то знание, которое вызывается разрывом связи времен, кризисом детства и откликается на него; это есть знание, возникающее в кризисной ситуации и призванное связать две истории и два времени – время жизни человека и время жизни рода – и для этого найти позицию, способ и слова, посредством которых описываются “точки взаимоперехода” жизни рода и человека"[2].

Начальное школьное образование представлено сегодня тремя дидактическими системами: традиционной и психолого-педагогическими развивающими системами Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. В коррекционно развивающейся программе одинаково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как "сплав" взаимосвязанных и одновременно протекающих процессов отработки когнитивных умений на основе усвоения содержательного материала знаний[3].