Антимонопольное законодательство США

Государство проводит антимонопольную политику на основе антимонопольного законодательства. Наибольший опыт в этой области накоплен в США, где антитрестовские законы начали разрабатываться и применяться на практике более 100 лет назад.

Первый антитрестовский закон был принят в 1890 г. и назван по имени его разработчика - Шермана. Следует подчеркнуть, что монополия как таковая не является в США незаконной: термин "монополизация", применяемый в законе Шермана, относится не к типу рыночной структуры, а к действиям. Например, если фирма приобрела патент на новый продукт и стала единственным его производителем на данном рынке (обычно сроком на 17 лет), то она не нарушила никакого закона. Зато контракт, объединение или сговор, направленные на ограничение торговли или коммерции, можно согласно антитрестовскому законодательству трактовать как "монополизацию". Что конкретно считать "монополизацией" - решает суд.

В 1914 году был принят закон Клейтона, запрещавший конкретные виды антиконкурентных действий, например ценовую дискриминацию (установление разной цены на аналогичные товары), если она подрывает конкуренцию. Хотя закон Клейтона характеризуется большей, по сравнению с законом Шермана, определенностью в характеристике действий, которые можно трактовать как "нечестную конкуренцию", он также оставляет за судами право решать, в каких случаях упомянутые действия подрывают конкуренцию.

Итак, существующие антитрестовские законы, подобно всем другим нормативным актам, готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями, поэтому многие экономисты скептически относятся к их эффективности. Некоторые даже полагают, что борьба за конкуренцию часто превращается в борьбу против конкурентов.

С момента принятия акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят только в 1990 г. Есть ряд стран, где антимонопольное законодательство отсутствует: Афганистан, Боливия, Парагвай и др.

В случае, когда мероприятия, осуществляемые государством, приводят к результатам со знаком минус, т.е. отличным от задуманных, и деятельность, направленная на устранение провалов рынка, оказывается нерезультативной - фиаско рынка частично переходит в фиаско государства.

Антимонопольное законодательство в России

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закон о защите конкуренции). Он содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или совокупной доли, которую занимают несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

o установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

o изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

o навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

o экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

o экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

o экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено законом;

o установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

o создание дискриминационных условий;

o создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

o нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим Закон о защите конкуренции вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики. На сегодняшний день можно сказать, что монопольное законодательство в Российской Федерации не реализуется. Отсюда и провалы (фиаско) государства.