Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями,

а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.

В составе антимонопольного законодательства центральным документом является Закон о защите конкуренции, который определяет основные понятия и положения, необходимые для формирования единого экономического пространства, обеспечения свободы экономической деятельности, эффективного функционирования товарных рынков, защиты конкуренции. Ниже приведены наиболее важные для торговой отрасли понятия.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий па товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Экономическая концентрация – сделки, иные действия, которые оказывают влияние на состояние конкуренции.

Начиная с 1990 г. постепенно проводилась демонополизация российской экономики. В 1991–1993 гг. были определены меры специального регулирования хозяйственной деятельности в отношении предприятий, включенных в Государственный Реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов. Эти меры предусматривают введение декларирования цен на продукцию предприятий-монополистов и другие меры.

С 1994 г. административное регулирование цен и тарифов применяется только на продукцию (товары, услуги) естественных монополий, которые в масштабе страны включают: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В этих и других подобных отраслях местного масштаба в обозримом будущем создание конкурентной среды экономически неэффективно или технически невозможно. Для государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий, которые могут создавать свои территориальные органы регулирования.

На остальные товары, включенные в реестр, применяются не административно регулируемые, а свободные цены. Для них реестр превратился из инструмента ценового регулирования в инструмент наблюдения за поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение па рынке.

В табл. 16.1 представлены условия признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта в соответствии с Законом о защите конкуренции (ред. от 28.07.2012).

Таблица 16.1

Условия признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим в соответствии с Законом о защите конкуренции

Вариант положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке

Решение

Условия/примечания

1. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке превышает 50%

Положение признается доминирующим

Положение не признается доминирующим, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке нс является доминирующим

2. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке в пределах от 35 до 50%

Положение признается доминирующим

Положение признается доминирующим, если это установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок

3. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке менее 35%

Положение не признается

доминирующим

Если федеральным законом не установлены условия признания положения такого субъекта доминирующим, а также кроме случаев, указанных в п. 4

4. Варианты для нескольких хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке

Совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов превышает 50%

Положение каждого хозяйствующего субъекта признается доминирующим

Данное положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%

Совокупная доля нс более чем пяти хозяйствующих субъектов превышает 70%

В течение длительного периода (не менее чем 1 года или, если такой срок составляет менее чем 1 год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны (изменяются незначительно), а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц

Положение каждого хозяйствующего субъекта признается доминирующим

5. Хозяйствующий субъект находится в состоянии естественной монополии

Положение признается доминирующим

Следует отметить, что представленные в табл. 16.1 условия не распространяются па финансовые и кредитные организации. Для финансовых организаций критерии признания доминирующим их положения устанавливаются Правительством РФ. Условия признания доминирующим положения кредитной организации устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Антимонопольное законодательство направлено также против недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Проведение государственной политики содействия развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС), основными функциями которой являются:

1) обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти всех уровней, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявление нарушений антимонопольного законодательства, разработка мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства органами власти всех уровней, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Наиболее важными полномочиями ФАС в сфере регулирования торговой деятельности являются:

1) возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проверка соблюдения антимонопольного законодательства;

2) выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний: о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о прекращении недобросовестной конкуренции, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, и др.;

3) выдача органам власти всех уровней, органам местного самоуправления, иным органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательных для исполнения предписаний: об отмене (изменении) актов, нарушающих антимонопольное законодательство, о прекращении (изменении) соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

4) привлечение к ответственности виновных в нарушении антимонопольного законодательства;

5) ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара;

6) установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

7) контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары, и др.

В случаях, когда участник рынка занимает доминирующее положение, он не может этим злоупотреблять. Законом о защите конкуренции запрещаются такие действия или бездействие занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут стать недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Если же выявлено злоупотребление доминирующим положением со стороны организации-монополиста, то по иску антимонопольного органа суд может принять решение о принудительном разделении такой организации.

Также законом запрещены соглашения, которые ограничивают конкуренцию или приводят к поддержанию цен (наценок, тарифов), завышению цен на торгах, разделу рынка и другим подобным последствиям. При этом законом допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (кроме "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии при условии, что доля каждого из участников соглашения на любом товарном рынке не превышает 20%.

В отдельных случаях для слияния (присоединения) коммерческих предприятий необходимо разрешение антимонопольного органа. Например, если суммарная выручка объединяющихся предприятий за предыдущий календарный год превышает 6 млрд руб. или суммарная стоимость активов по данным бухгалтерского баланса превышает 3 млрд руб., они должны представить в антимонопольный орган уведомление о планируемом слиянии (присоединении).

Коммерческая организация обязана уведомить антимонопольный орган о ее создании в результате слияния (присоединения) коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов по балансам или суммарная выручка от реализации товаров коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, за предшествующий год превышает 200 млн руб. (не позднее чем через 45 дней после даты слияния).

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена Законом о защите конкуренции, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) и другими нормативными актами.