Возможности использования психологического психодиагностического исследования в судебно-психиатрической практике

В практик)' современной психиатрии психологические знания внедрены уже довольно широко. Теоретические достижения и методические средства клинической психологии активно используются в психодиагностической деятельности врача-психиатра, при назначении адекватных способов реабилитации и лечения, и особое место они занимают в судебно-психиатрической экспертизе. Необходимость применения профессиональных знаний психолога в экспертной психиатрической практике определяется целым рядом моментов, среди которых первостепенными являются следующие.

Прежде всего рассмотрим соотношение таких теоретических дисциплин, как патопсихология и психопатология. Патопсихология как наука находится на стыке психологии и психиатрии, оставаясь при этом разделом психологии. Она исходит из теоретических представлений общей психологии, но направлена на решение задач (теоретических и прикладных), поставленных перед ней психиатрией. Если общая психология в целом изучает закономерности строения и протекания психической деятельности, то патопсихология исследует закономерности протекания и особенности структуры нарушений или расстройств психической деятельности.

У патопсихологии и психопатологии один и тот же объект исследования — психика человека. Именно это обстоятельство и позволяет проводить комплексные исследования, объединив усилия психиатров и психологов в самых разных прикладных областях, в частности в судебной экспертизе. Но из данного объекта патопсихология и психопатология получают разное ОГЛАВЛЕНИЕ: предмет этих наук имеет свои особенности, отличные друг от друга. Если психопатологическое исследование выявляет закономерности проявлений (феноменологии) нарушенных психических процессов, то патопсихологическое — отвечает на вопрос: каковы нарушения или особенности протекания и структуры самих психических процессов при том или ином психическом заболевании. Именно поэтому психопатология описывает психику человека на другом языке, нежели патопсихология, — на языке клинических симптомов, синдромов, т.е. поведенческих проявлений, в то время как патопсихология оперирует психологическими понятиями, требующими психодиагностического исследования с целью проникновения в механизмы психической деятельности. Понятийный аппарат патопсихологии и психопатологии лишь частично пересекается в тех областях, где психология описывает проявления поведения (такова, к примеру, категория "характер"). Некоторые понятия, употребляемые и психиатрами, и психологами (например, "сознание"), наполнены в этих науках разным ОГЛАВЛЕНИЕм. Не случайно патопсихология может выступать как теория психопатологии — по существу, как отмечал Ю. Ф. Поляков, в истории психиатрии прослеживаются только два направления теоретических исследований — биологическое и психологическое1. Примером психологического направления может служить глубинная психология, или психоанализ, являющийся теоретической и методологической основой психодинамической психиатрии. Методы психопатологии — опрос, анамнестическое исследование, наблюдение, изучение продуктов творчества — тоже направлены на изучение феноменологии. Психология же использует психодиагностику, центральное место в которой занимает экспериментальный подход.

Из этого следует, что ЭПИ является дополнением клинического изучения психики человека и стало одним из наиболее эффективных параклинических методов психиатрии. Этому способствует нацеленность ЭПИ на решение задач, соотносимых с практическими задачами клинической диагностики в судебно-психиатрической экспертизе.

Экспериментально-психологическое исследование дополняет клиническое, реализуя естественнонаучный, экспериментальный подход к психике человека как к целостной системе, при этом сочетая качественный и количественный анализ патопсихологических данных и учитывая не только измененные, но и сохранные стороны психической деятельности обследуемого. Эффективное использование патопсихологического материала в клинических целях обусловлено и применением медицинским психологом в ситуации судебной экспертизы всестороннего методического арсенала: как правило, при ЭПИ патопсихолог задействует до 10—15 методик, направленных на изучение особенностей познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления) и динамики умственной работоспособности, набор ориентированных на исследование личностных особенностей проективных методов, опросников. Кроме того, необходимость решения экспертных медицинских вопросов, касающихся каких-либо периодов жизни испытуемого, позволяет привлечь метод психологического анализа различных документов (материалов уголовного дела, медицинской документации, содержащих объективные данные об особенностях развития человека, психическом состоянии в интересующий суд период времени).

Вместе с тем возможность с помощью психологических методов выявлять и описывать особенности структуры самосознания, мотивации, раскрывать психологические механизмы поведения обусловливает более точное решение экспертных вопросов, касающихся установления и юридических критериев в разных видах судебно-психиатрической экспертизы. Особо высока роль использования психологических данных при судебно-психиатрической оценке пограничной психической патологии, когда клиническая квалификация психического состояния подэкспертного в юридически значимой ситуации не позволяет однозначно и с очевидностью решать вопросы о наличии или отсутствии того или иного юридического критерия, интересующего суд.

В целом использование психологических знаний в рамках судебно-психиатрической экспертизы способно повысить надежность, достоверность и информативность экспертных психиатрических выводов, обусловить большее доверие к ним со стороны судебных органов. К примеру, ЭПИ в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского в настоящее время подвергается более 80% всех испытуемых, проходящих разные виды судебно-психиатрической экспертизы за год.