Антикризисный консалтинг

Антикризисный консалтинг - комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию положения фирмы, решение комплекса проблем, направленных на значительное повышение эффективности бизнеса.

Основная задача антикризисного консалтинга - это сохранение, восстановление платежеспособности, проведение процедур финансового оздоровления в досудебном периоде для предприятий различных форм собственности, имеющих признаки несостоятельности и банкротства; разработка стратегии с целью профилактики кризисных явлений, недопущения их повторения в будущем.

Это интересно - мнение.

Эффективность антикризисных мер по выходу из финансового кризиса 2008-2010 гг. в России самая низкая по сравнению с другими странами. Как передают Banki.ru , об этом говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой компании ФБК.

Компания проанализировала антикризисные меры в восьми странах, включая Великобританию, Германию, США, Францию, Канаду, Казахстан и Украину. В результате Россия среди этих государств по рассчитанному ФБК индексу антикризисной эффективности оказалась на последнем - восьмом - месте.

Формы антикризисного консалтинга можно разделить на виды:

1. Прямой консалтинг собственников и руководителей хозяйственной организации. Как правило, первые лица компании имеют четкие представления о том, как должен строиться их бизнес, эти представления зарекомендовали себя. Однако в сложившейся кризисной ситуации многие из них должны быть пересмотрены, бизнес должен подвергнуться реструктуризации, чтобы компания выжила и стабильно функционировала.

2. Выполнение определенных консалтинговых мероприятий:

- консультации по вновь возникающим проблемам;

- диагностика хозяйственной деятельности предприятия, ее финансового состояния;

- определение антикризисной стратегии;

- разработка плана антикризисных мероприятий, оценка его рисков и последующее сопровождение его выполнения;

- сопровождение предприятий при реализации плана;

- разработка профилактических мероприятий по недопущению кризисных явлений.

3. Антикризисные рефлексивные игры по методу моделирования коллективной деятельности с участием владельцев, руководителей, менеджеров и ведущих специалистов. При этом посредством презентаций, свободного обсуждения оценивается текущий бизнес компании (модель "Как есть") и строится новая концепция бизнеса (модель "Как должно быть"), способная в условиях кризиса обеспечить выживаемость и последующее развитие. Такая модель должна быть комплексной - охватывать всю организационную систему, вовлекать в организационные изменения весь персонал организации. Другой важный момент - это инновационность разрабатываемой модели, наличие в ней нестандартных решений, способных вывести предприятие из кризисного состояния. Зачастую такие игры позволяют изменить мировоззрение владельцев и сотрудников предприятия, их точки зрения на сложившуюся ситуацию, что является очень полезным.

Консультант при проведении игры выступает в роли фасилитатора и мотиватора, обеспечивая ее нужную направленность, бесперебойность, соблюдение установленных правил и, безусловно, креативность.

4. Разбор кейс-стади, построенных на основе личного опыта консультанта или являющихся классическими в мировой, российской, отраслевой практике антикризисного менеджмента.

5. Использование методов бенчмаркинга и оценка того, как ведут себя деловые партнеры, конкуренты организации-заказчика в сложившихся условиях кризиса, насколько их действия применимы для нее.

6. Разработка и реализация программ реструктуризации компании:

- реструктуризация бизнеса на основе новой стратегии развития;

- реструктуризация собственности (акционерного капитала);

- реструктуризация имущественного комплекса;

- реструктуризация задолженности;

- реструктуризация системы управления.

При анализе кризисной ситуации консультанту необходимо оценить ее характер и причины возникновения. Кризисная ситуация может быть:

- долговременной (затяжной, хронической) и кратковременной;

- локальной (точечной) и системной (комплексной);

- связанной с действием внутренних или внешних факторов;

- проявляться в определенной функциональной сфере - научно-технической, финансовой, производственной, управления персоналом и т. д.

При изучении причин кризиса необходимо использовать следующие виды анализа:

1. Исторический (ретроспективный) анализ, который заключается в изучении тенденций, сложившихся за определенный период в прошлом. Его задачи:

- определение тенденций (трендов), построение уравнений регрессии;

- диагностика проблем по периодам времени, выявление причинно-следственных зависимостей;

- факторный анализ в динамике.

2. Структурный анализ проводится по различным объектам в зависимости от его целей: подразделениям предприятия, видам хозяйственной деятельности, контрагентам, видам (группам, номенклатуре) производимой продукции, сегментам рынка, видам активов и т. д. Изучаются отношения структурных элементов, проводится их группировка, кластеризация по определенным признакам, выявляются положительные стороны, а также проблемы и недостатки, узкие места.

3. Анализ факторов, обусловивших кризисные явления, определение причинно-следственных связей между ними. Такими факторами могут быть:

- неэффективное руководство организацией, принятие руководителями критически ошибочных стратегических решений, связанных с инвестициями и инновациями, освоением новых рынков, приобретением активов, слиянием и разделением компании и проч.;

- принятие руководителями решений, противоречащих действующему законодательству, нарушающих договорные отношения, приносящих ущерб заинтересованным сторонам и вызывающих ответное противодействие;

- отрицательная для фирмы динамика внешней фоновой среды, проявляющаяся, в частности, как циклические финансово-экономические кризисы, подрывные научно-технические решения и технологии, политические кризисы, неблагоприятные для фирмы изменения законодательства;

- неблагоприятные изменения рынка, например значительное усиление активности конкурентов, появление новых конкурентов, резкий спад спроса на продукцию предприятия, негативное поведение контрагентов;

- форс-мажорные обстоятельства - стихийные бедствия, пожары и т. д.

Антикризисный консалтинг должен дать следующие результаты:

1. Выявление и ликвидация неэффективных, убыточных направлений хозяйственной деятельности, видов продукции, подразделений (филиалов, отделений).

2. Реструктуризация кредиторской и дебиторской задолженности, оценка возможностей рефинансирования, поиск альтернативных источников финансирования.

3. Оценка эффективности использования всех видов ресурсов предприятия и разработка рекомендаций по ее повышению, снижению затрат.

4. Реструктуризация системы управления организацией и отдельных ее подсистем - управление качеством, инновациями, инвестициями и проч.

5. Разработка антикризисных стратегий развития организации, которые могут быть связаны с диверсификацией деятельности, стимулированием спроса на продукцию предприятия, выходом на новые рынки.

6. Оптимизация бизнес-процессов, повышение их эффективности.

7. Разработка бизнес-планов антикризисных мероприятий. Особенностью антикризисного консалтинга является оказание услуг:

1. По арбитражному управлению:

- арбитражное управление в разных процедурах несостоятельности (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство);

- оспаривание действий/бездействий арбитражного управляющего;

- отстранение и (или) замена арбитражного управляющего;

- привлечение арбитражного управляющего к ответственности и взыскание с него убытков;

- разработка и заключение мирового соглашения;

- разработка и реализация планов внешнего управления;

- организация и проведение торгов по продаже имущества;

- сопутствующие услуги в процедурах банкротства (бухгалтерское обслуживание, аудит, оценка, финансовый анализ и т.д.).

2. По юридическому сопровождению процедур несостоятельности:

- защита прав и имущества должника;

- подготовка и обращение в суд с заявлением о банкротстве от имени кредитора или должника;

- ведение дел в арбитражных судах по делам о банкротстве;

- консультации по вопросам несостоятельности;

- взыскание задолженности, включение в реестр требований кредиторов, защита прав кредиторов;

- оспаривание сделок и возврат имущества должника;

- проведение собраний кредиторов, представление интересов на собраниях кредиторов;

- ликвидация предприятия через упрощенную процедуру банкротства.

При этом консультанты по антикризисному менеджменту могут выступать в роли антикризисных управляющих. После проведения диагностики и оценки кризисного состояния предприятия они принимают на себя руководство с целью вывода предприятия из кризиса.

Зачастую в этой ситуации им приходится принимать непопулярные, жесткие решения, связанные с сокращением штата, уменьшением расходов на персонал, в том числе социальных программ. Под их контролем осуществляются санация всех видов капитала, продажа неликвидов и т. д.