Античность

Вопросы воспитания и образования достигли расцвета в период Античности.

В античной Греции выделялись две основные системы воспитания: спартанская и афинская.

Воспитание в Древней Спарте начиналось с момента рождения ребенка. Отец приносил новорожденного ребенка на осмотр членам общины. Если ребенок оказывался здоровым и крепким, его возвращали в семью на воспитание до достижения 7-летнего возраста. Если же ребенок был слабым или имел физические изъяны, то его сбрасывали в пропасть.

В Древней Спарте образование было привилегией рабовладельцев. По достижении 7-летнего возраста ребенок вместе с другими детьми попадал в специальный отряд – "агелу", в котором дети жили вместе, вместе принимали пищу, играли, по основное время занимались гимнастическими упражнениями. Воспитание девочек в Спарте мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая подготовка и развитие выносливости девочек, так как их готовили для роли матерей будущих граждан-воинов. Девочки, так же как и мальчики, занимались гимнастикой, бегом, метанием диска, борьбой.

В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку.

К взрослеющим спартанцам применялись все более суровые меры воспитания. С 20-летнего возраста молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, основным из которых было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды. Те юноши, которые выдерживали итоговые испытания, получали оружие, становились полноправными спартанцами.

Система воспитания в Древних Афинах была более полной и развитой по сравнению со спартанской.

До 7-летнего возраста дети находились в семье, т.е. функционировало семейное воспитание. Воспитание девочек и после достижения семилетнего возраста не выходило за рамки семьи. Мальчики 7–13 лет посещали частные и платные школы кифариста, где осваивали музыкальное ремесло, пение, поэзию, а также одновременно или чуть позже посещали школу грамматиста, где осваивали чтение, письмо, счет.

13–16-летние подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Молодые люди из более знатных и богатых семей имели возможность в 16–18 лет продолжать образование в гимназиях, где изучали литературу, философию, политику. 18-летние юноши могли продолжить образование в эфебиях. В эфебиях юноши в течение двух лет продолжали изучать политические науки, законы Афинского государства, а также осваивали курс профессиональной военной подготовки. По окончании обучения в эфебии молодые люди становились полноправными гражданами Афинского государства.

Пройти все уровни афинской системы образования могли позволить себе дети из очень богатых и влиятельных семей. Афинская система образования была закрыта для представителей низших слоев населения.

Средневековье

Эпоха Средних веков начинается с периода падения Римской империи (V в.) и продолжается ориентировочно до XIV в. В эту эпоху в сфере образования и воспитания наблюдается безграничное господство церкви. В воспитании и образовании раннего Средневековья доминировал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Главным источником воспитания считалось Божественное начало. Соответственно, главной задачей воспитания и образования считалась подготовка личности к спасению души.

Под средневековым идеалом воспитания и образования подразумевалось развитие в человеке следующих качеств: самоконтроль желаний, помыслов и поступков личности; аскетизм; устранение пристрастий к земным благам; усердное чтение религиозной литературы, т.е. в качестве идеального образца воспитания выступало монашество.

Первоначально церковные школы выступали преемниками античной традиции воспитания и образования.

В средневековых странах Востока школа по содержанию образования и методам преподавания отражала господствующие религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам), соответственно, служила интересам церковных и светских феодалов.

В Индии школы создавались при крупных храмах, однако обучались в них дети высших каст.

В мусульманских регионах основными типами школ были мектебы (начальная школа) и медресе (средняя религиозно-конфессиональная школа).

В Западной Европе также наблюдается господство церкви в системе образования. Церковные школы были первоначально единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными заведениями Европы. Их можно рассматривать как важнейший инструмент религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения "отцов церкви". Весь учебный материал подавался с точки зрения христианства.

В средневековой Европе школы делились на приходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Основной целью всех трех типов школ была подготовка духовенства. Во всех этих школах дети 7–15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам, пению псалмов и молитв. Обучение в таких школах было доступно, как правило, представителям высших сословий.

Приходские школы были самыми распространенными. Такие школы размещались непосредственно в доме священника или в церковной сторожке. Священник либо причетник за небольшую плату обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Школьные занятия посещали небольшие группы мальчиков. Данный тип школ был слабоорганизованным.

Монастырские школы открывались при монастырях, в них обучались мальчики 7–10 лет, которых в дальнейшем ожидала монашеская жизнь. Учителями выступали образованные монахи. Позже монастырские школы разделились на два основных тина: внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В монастырских школах были рукописные книги. В школах преподавались грамматика, риторика, диалектика, а также арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Епископальные (кафедральные) школы функционировали в церковных центрах, т.е. в местах пребывания главы епархии. Уровень образования в епископальных школах по тем временам был довольно высоким. Кроме чтения, письма, счета и закона Божия в таких школах изучались грамматика, риторика и диалектика, а в некоторых школах также арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки.

Обучение в церковных школах повышенного уровня строилось по программе семи свободных искусств, формулу которой одним из первых предложил Северин Боэций (480–524). Семь свободных искусств – это арифметика, геометрия, астрономия, музыка, т.е. науки, основанные на математических закономерностях, а также риторика, грамматика, диалектика. В период позднего Средневековья именно эти семь свободных искусств, соединенные с богословием, были положены в основу всего средневекового образования.

Методы обучения в Средневековье мало отличались от периода античности. В основном практиковалось зазубривание и развитие механической памяти. Учитель ставил вопрос и давал на него готовый ответ, который должны были выучить и усвоить ученики. Какие бы предметы ни изучали ученики, всем дисциплинам придавалось мистически-религиозное ОГЛАВЛЕНИЕ и значение.

В школах устанавливалась крайне суровая дисциплина. Применялись телесные наказания, которые одобрялись со стороны церкви.

Несмотря на разнообразие типов школ, основная часть детей не могла получить даже минимального образования в школах. Семейная форма воспитания и образования ребенка в семье оставалась доминирующей.

К началу XI в. особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие. Общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

Античные традиции были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII-XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

К периоду позднего Средневековья (XI–XIII вв.) происходят значительные изменения в системе разделения труда, в сословной структуре общества, следовательно, в системе образования и воспитания.

В это время появляется необходимость подкрепить религиозные догматы, на которых строилась вся система обучения в Средневековье, философией.

Выстраивается отдельная линия воспитания и образования для светских феодалов – рыцарей. В образовании рыцаря акцент делался на формировании военных навыков, физической подготовке, крепостнической морали и благочестии.

Рыцарское воспитание базировалось на усвоении семи "рыцарских благодетелей": верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.

До достижения 7-летнего возраста старший сын феодала воспитывался в семье. В возрасте с 7 до 14 лет ребенок направлялся в замок к вышестоящему феодалу, где выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.

С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы.

В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.

Младшие сыновья феодала оставались дома, упражнялись в "рыцарских добродетелях" и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению и письму. Некоторые из них отправлялись в монастыри либо ко двору епископа.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

На протяжении средних веков рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Распалась и традиция рыцарского воспитания, но не исчезла бесследно. Так, "кодекс чести", идеи эстетического и физического развития юных рыцарей питали идеалы гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

В XII–XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было прежде всего с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения.

Эпоха Возрождения (XIV–XVI вв.). Средневековая, во многом церковная, культура, проповедующая аскетизм и смирение, постепенно уходит в прошлое. Вследствие кардинальных изменений в общественных отношениях в Европе возникает новая культурная парадигма – парадигма гуманизма. В рамках данной парадигмы человек рассматривается как высшая ценность, постулируются принципы свободы и активности личности.

К концу XIII – началу XIV в. начинает формироваться новый тип учебных заведений, в рамках которых должны удовлетворяться потребности в образовании городской молодежи, – цеховые и гильдейские школы. Формирование данных школ связано с оттоком населения из сельской местности, ростом городов, стремительным развитием ремесел, торговли, мануфактурного производства.

В цеховых школах обучались дети ремесленников. Они получали общеобразовательную подготовку (навыки чтения, письма, счета) за счет средств цехов.

В гильдейских школах обучались дети состоятельных купцов. Эти школы создавались объединениями купцов – гильдиями. Обучение было платным, имело большую практическую направленность по сравнению с цеховыми школами.

В это время открывались образовательные учреждения и для девочек, но они не пользовались популярностью. Монастыри остаются основным источником образования для девочек.

В вышеперечисленных школах дети получали начальное образование. Светские учебные заведения (коллегии) выступали связующим звеном между начальным и высшим образованием. Первоначально коллегии предназначались для детей из малоимущих слоев, в более позднее время они становятся землячествами и колледжами при университетах.

Высшее образование можно было получить в университетах. Появление университетов предполагало оживление и в общественной жизни. Первые университеты были весьма демократичными: в них обучались люди разных возрастов и различного социального положения, университеты располагались в скромных помещениях, обучение осуществлялось на платной основе, но было доступным. В различных образовательных учреждениях активно использовался латинский язык. Обучающиеся могли выбирать преподавателя. Занятия проходили в форме лекций и диспутов. Власть в первых университетах принадлежала землячествам студентов и преподавателей. Позднее ситуация в университетах сильно изменилась. Стоит отметить, что первые университеты дали мощный толчок к активизации интеллектуальной и общественной жизни.

Новое время (XVI–XX вв.). Система образования и воспитания эпохи Нового времени (XVII–XVIII вв.) развивалась на основе идей и принципов, сложившихся в эпоху Возрождения. Происходящие изменения в обществе в целом обусловливают появление новых трендов в образовательной системе. Необходимость во всеобщей грамотности порождает тенденцию к всеобщему доступному образованию. Потребность в общем контроле и регулировании образовательной среды приводит к усилению роли государства на всех уровнях образования. Происходит постепенный переход с латинского языка в системе образования на национальные языки. Усложняется образовательная программа: в европейских народных (начальных) школах теперь изучаются не только азы грамотности, чтения и счета, но и элементы естествознания, обучающиеся овладевают знаниями о человеке, обществе, домохозяйстве, о явлениях природы. Предпринимаются первые попытки создания системы развивающего обучения.

В образовательных учреждениях наблюдалась эклектика. В разных странах существовали различные образовательные учреждения, обладавшие своеобразными особенностями.

Во многих странах Европы существовали бюргерские школы, в которых могли получить образование городские жители. В таких школах осуществлялись расширенные программы обучения, преподавание велось на национальных языках. Срок обучения в таких школах составлял 6–8 лет. Также открывались реальные училища, в которых осуществлялся более высокий уровень образования (по сравнению со школами), но фактически они оставались неполными средними школами, так как по окончании реальных училищ выпускники не имели возможности поступать в университеты.

Существовали и средние школы, дававшие образование, необходимое для продолжения обучения в университетах. В различных странах средние школы имели разные названия: в Германии – гимназии, в Англии – грамматические или ученые школы, во Франции – лицеи и коллегии.

Кроме того, домашнее обучение в XVII–XVIII вв. было широко распространено.

В эпоху Нового времени стремительно развивается высшее образование. Высшие образовательные учреждения начинают осуществлять специализированную узкопрофильную подготовку: открываются военные, сельскохозяйственные, педагогические, лесные институты.

С XIX в. активное распространение получают профессиональные школы, в которых обучающиеся получали реальные знания, умения и навыки, необходимые для включения человека в процесс производства. Классическая средняя школа также продолжает свое существование.

В XX в. усложняется социальная структура, происходит дифференциация обществ, с одной стороны, а с другой – наблюдается тенденция интеграции обществ. В соответствии сданными тенденциями (дифференциация и интеграция) в образовательных системах разных стран прослеживаются специфические уникальные особенности, но можно выделить и некоторые общие черты.

Среднее образование становится массовым и доступным для широких слоев населения. Во многих странах мира получение среднего образования становится обязательным. Среднее образование постоянно реформируется с целью минимизировать различные проблемы, проявляющиеся на уровне средней школы (низкая заработная плата учителей, недостаточное финансирование, большая численность учеников в классе, несоответствие образовательных программ требованиям времени).

Открываются частные платные школы, в которых обучаются дети из богатых семей. В таких школах наблюдается высокий уровень материально-технического обеспечения, хороший состав педагогических кадров, индивидуальный подход к обучающимся.

Продолжают существовать религиозные, церковные школы. Численность обучающихся в таких школах довольна высока.

В XX в. формируется устойчивая система профессионального образования, которая включает в себя несколько уровней: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование (в отдельных странах), высшее профессиональное образование.

Появляется возможность обучаться по разным направлениям, в разном возрасте, получать несколько профессий.

Из приведенного анализа образовательных систем, существовавших на различных этапах развития общества, мы видим, как постепенно усложнялась система образования и усиливалась степень включенности подрастающего поколения в эту систему.