Антиамериканизм в Европе и антиевропеизм в США

Дополнительную лепту в обострение американо-европейских отношений вносит рост антиамериканизма в Европе и антиевропейских настроений в США. Разумеется, нельзя не согласиться с французской газетой "Le Monde", которая после террористической атаки па Нью-Йорк 11 сентября 2001 г. в эмоциональном порыве заявила: "Мы все американцы!" Многие европейцы, да и не только европейцы, восприняли террористическую атаку на Америку как атаку на самих себя. Но фактом является то, что рост антиамериканских настроений наблюдается не только в исламском мире, но и в странах — союзницах НАТО. Грубая и неэффективная по своим методам и не совсем ясная по своим целям агрессия против Ирака привела к дальнейшему расширению и углублению противоречий между Европой и Америкой.

В результате этих и ряда других факторов в Европе антиамериканизм, говоря словами известного французского политолога Ж.-Ф. Ревеля, стал настоящей навязчивой идеей для целых стран, особенно для Франции. Французы жалуются на американский "культурный империализм" или даже "культурный терроризм".

Дополнительное масло в огонь антиамериканизма подлил тогдашний министр обороны США Д. Рамсфельд, который разделил Европу на старую, которая, по его словам, не способна идти в ногу со временем и, соответственно, должна быть "вне игры", и новую, способную на это. Старая Европа — это те страны, которые отвергли войну в Ираке (Франция, Германия и те, которые последовали за ними), а новая Европа представлена странами, поддержавшими войну и выразившими готовность участвовать в ней (Великобритания, Польша, Прибалтийские страны, Грузия и др.).

Сами американцы, как говорится, тоже не остаются в долгу. Среди определенной части американцев популярностью пользуется, например, Вперед оценка: "К перечню политик, которым суждено попасть на свалку истории, следует добавить Европейский союз и французскую Пятую республику. Вопрос лишь в том, насколько беспорядочным окажется их распад". Европейцы характеризуются не иначе, как зануды, слабаки, нерешительные, лицемерные, двуличные, гомосексуалисты, импотенты и т.д. "Американцы же — в отличие от европейцев — это сильные, принципиальные защитники свободы, патриоты, гордо стоящие на страже последнего в мире истинно суверенного государства", — писал Т. Эш, выражая мнение американцев о себе и европейцах.

Как бы подытоживая подобные оценки, один из неоконсерваторов Р. Кейгэн утверждал, что "американцы — люди с Марса, а европейцы — с Венеры". Имелось в виду, что мужчины вышли с мужественного и воинственного Марса, женщины — со слабой и женственной Венеры. Причем, согласно Кейгэну, между "американскими марсианами" и "европейскими венерианцами" (Venusians) открылся невосполнимый разрыв (unbridgeable gulf).

Английский автор Т. Эш, побывавший в некоторых американских штатах накануне американо-британской агрессии в Ираке, общаясь с их жителями, пришел к выводу, что "нынешняя степень раздражения Европой и европейцами превзошла последний на их памяти пик таких настроений, пришедшийся на начало 1980-х годов". "Журналисты, -продолжал он, — окунают свои перья не в чернила, а в кислоту, их губы кривит презрение к этим европейцам, которых еще называют "еврами", "евроидами", "евронытиками" или "европииками"". Проанализировав эти тенденции, американский политолог Ч. А. Купчан даже пришел к выводу о грядущем "столкновении цивилизаций" между Европой и Америкой, полагая, что именно Европа, а не какое-либо другое государство станет главным соперником США.

Иначе говоря, в глазах многих американских политических деятелей и аналитиков европейцы, в отличие от мужественных и воинственных американцев, выглядят как законченные пацифисты, не способные защитить самих себя. При этом забывают тот факт, что Америка была открыта и обустроена именно смелыми, способными идти на риск и авантюрные мероприятия европейскими колонистами.