Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу человека негативным воздействием окружающей среды

Имущественный и неимущественный вред гражданам (вторичный вред) опосредован причинением вреда окружающей среде (первичный вред), в чем проявляется специфика экологического вреда. Большинство экологических деликтов, связанных с нарушением правил обращения экологически опасных веществ, загрязнением окружающей среды, причиняют потерпевшему имущественный вред, а также нравственные или физические страдания в связи с болезнью, смертью родственников, невозможностью иметь детей и т.д.

Моральный вред подлежит компенсации в денежной форме независимо от возмещения экологического вреда имущественного характера, направленного на восстановление имущественного положения потерпевшего. Целью его компенсации является сглаживание нравственных или физических страданий потерпевшего, вызванных экологическими последствиями правонарушения.

Как отмечается в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", разрешая вопрос о компенсации морального вреда, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения вреда потерпевшему, какими действиями (бездействием) он был нанесен, степень вины причинителя вреда, а также какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме потерпевший оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявленных требований. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Компенсация морального вреда, причиненного здоровью граждан негативным воздействием окружающей среды, осуществляется независимо от вины, если такой вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (ст. 1100 ГК РФ).

Провозглашенный принцип полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан экологическими правонарушениями, означает обязательность учета реального ущерба, связанного со снижением стоимости объектов недвижимости, оборудования, иного имущества; упущенной выгоды от гибели урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Вред жизни, здоровью и имуществу человека, причиненный негативным воздействием окружающей среды, может быть возмещен тремя различными способами: страхованием, в судебном порядке; в публичном порядке.

Экологическое страхование гражданско-правовой ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за причинение вреда гражданам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на окружающую среду последствий аварий и техногенных катастроф на подконтрольных им объектах, а также в результате воздействия загрязненных природных объектов на население и территории, предполагает уплату страховых взносов, из которых возмещается вред, причиненный экологическим правонарушением. Экологическое страхование может быть обязательным и добровольным.

Судебный порядок предполагает обращение потерпевшего в суд с требованием о возмещении вреда здоровью или имуществу, причиненного в результате нарушения экологического законодательства.

Например, как указывает ст. 1085 ГК, при повреждении здоровья гражданина возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Судебная практика по данному вопросу довольно скудна по объему, что обусловлено спецификой данной формы возмещения экологического вреда.

Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, он должен в установленном законодательством порядке доказать наличие вреда и его причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган публичной власти, общественная организация, представляющая интересы потерпевшего.

Доказыванию подлежит несколько юридических фактов.

1. Факт совершения ответчиком деяния, нарушившего законодательство в области охраны окружающей среды.

Например, нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как правило, влечет за собой наложение административного взыскания. Постановление о наложении административного взыскания и будет доказательством факта совершения противоправного экологического деяния.

2. Факт причинения в результате экологического правонарушения вреда окружающей среде.

В данном случае также можно ссылаться на результаты административного производства, а также па акт (справку) органа государственного экологического надзора о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и на определенной территории.

3. Факт причинения вреда здоровью и имуществу.

Его документально подтверждает потерпевший, представляя в суд справку о состоянии здоровья, больничный лист, чеки о приобретении лекарств, чеки о дополнительном питании и т.п. Наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, размер которого он должен мотивировать.

4. Причинно-следственная связь между негативным воздействием окружающей среды и самим вредом.

Данный предмет доказывания является наиболее сложным. Необходимо доказать факт нахождения лица в месте, где был нанесен вред окружающей среде. Здесь возможно предоставление справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, территориального органа УФМС, осуществляющего регистрационный учет граждан, или жилищно-коммунальной организации), подтверждающей, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Суду будет необходимо выяснить, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и нс наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а также не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (например, в целях обеспечения функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения).

Публичный (административный) порядок предполагает обязанность государства, даже при отсутствии его вины, оказывать социальную помощь лицам, которым причинен экологический вред.

К данному порядку можно отнести:

– выдачу гражданам листков временной нетрудоспособности;

– оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;

– предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды льгот и пособий (компенсаций).

Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС. Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов отходов в реку Теча".

Так, Законом РФ от 15.05.1991 № № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", компенсации и льготы предусмотрены для разных категорий пострадавших лиц, включая участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, запятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения и др.

Как отмечалось в постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 № 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"”", эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX в. привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции, но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.