Англиканство

С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную почву.

Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII (1491 – 1547) был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри, производилась секуляризация церковных владений, прекращался культ святых, икон и статуй, реликвий. При короле Эдуарде VI (1547–1553) "Актом о единообразии" в 1549 г. была введена англиканская литургия, изложенная в "Книге общих молитв". Реформационное движение не было прервано и кратковременной победой католической партии при Марии Тюдор (1553–1558), когда были казнены многие протестанты.

Правление Елизаветы I (1559–1603) стало временем стабилизации англиканства, оформления его вероучительных и литургических особенностей. В 1571 г. был утвержден символ веры, так называемые "39 статей". В этом документе сохраняется идея о спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от католицизма, но проводится реформационное учение о Священном Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только верой, признаются два таинства – крещение и причащение, отвергается транссубстанциация (пресуществление). Согласно англиканскому вероучению, церемония ординации не означает, что этот ритуал сообщает какую-то особую силу для совершения мессы.

В англиканской церкви (название употребляется с 1851 г.) есть общины, тяготеющие более к реформационному, евангелическому типу, и общины, ориентированные на восстановление некоторых элементов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы Марии и святых). В мире насчитывается около 68 млн англикан. Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и других странах. Они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган – Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберийским с середины XIX в. Священнослужители англиканских церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству допущены и женщины.

Квакеры

В XVII в. возникло "Христианское общество друзей внутреннего света". Его основатель ремесленник Джордж Фокс (1624–1691) провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения "внутренним светом". За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном "трепете" перед Богом, последователи этого движения получили название квакеров (от англ. quake – трястись). Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. Квакеров в мире насчитывается около 200 тыс. Их общины существуют в США, Англии, Канаде и некоторых других странах, ими создан "Всемирный консультативный комитет друзей".

Методизм

Как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIII в. возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли – Джон (1703–1788) и Чарльз (1707– 1788). Название возводят к методическому соблюдению христианских предписаний, которое они проповедовали в созданном ими в студенческие годы в Оксфорде "Святом клубе", и к новым методам проповеднической деятельности.

Уэсли Джон утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, тюрьмах и т.п.

Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых делах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. Последователями методизма являются около 31 млн человек. Методизм распространен во многих странах, особенно в США, Великобритании, Австралии, Республике Корея. Методистские общины функционируют и в России.