Анализ при выпуске нескольких видов продукции

В том случае, когда компания выпускает несколько видов продукции, анализ соотношения "затраты – объем – прибыль" усложняется, поскольку отдельные виды продукции продаются по различным ценам, имеют разную себестоимость и норму прибыли. Рассмотрим пример.

ПРИМЕР 10.2

Компания М реализует на рынке две модели своего изделия: модель А – но цене 300 ден. ед/ед. и модель Б – по 600 ден. ед/ед. В следующем году планируется продать 1500 ед. модели А и 1000 ед. модели Б. Прогнозный отчет о прибылях и убытках компании М будет выглядеть следующим образом (табл. 10.6).

Таблица 10.6

Отчет о прибылях и убытках компании М, ден. ед.

Показатели

Модель А

Модель Б

Всего

Выручка от продаж

450 000

600 000

1 050 000

Переменные затраты

(180 000)

(250 000)

(430 000)

Маржинальный доход

270 000

350 000

620 000

Прямые постоянные затраты

(94 500)

(105 000)

(199 500)

Прибыль от продаж

175 500

245 000

420 500

Косвенные (общие для обеих моделей) затраты

(203 500)

Прибыль до налогообложения

217 000

Количественный подход. Первый вопрос, на который мы должны ответить: сколько моделей каждого вида должно быть продано для того, чтобы достичь безубыточности? Для ответа на этот вопрос воспользуемся выражением (5). Маржинальный доход на единицу продукции составляет:

для модели А – 180 ден. ед/ед. (800 – 120);

для модели Б – 350 ден. ед/ед. (600 – 250).

Одно из возможных решений состоит в раздельном анализе каждой модели с получением двух индивидуальных точек безубыточности, однако при этом возникает проблема, связанная с постоянными затратами. Если постоянные затраты явно относятся к какой-либо определенной модели и отсутствуют в том случае, если этот продукт не производится, то их следует считать прямыми постоянными расходами и включать в анализ этой модели. Тогда безубыточный объем продаж составит:

для модели А – 525 ед. (94 500 ден. ед.: 180 ден. ед/ед.);

для модели Б – 300 ед. (105 000 ден. ед.: 350 ден. ед/ед.).

При этом выручка от продажи 525 ед. модели А и 300 ед. модели Б покрывает только их прямые затраты (как переменные, так и постоянные). Следовательно, при данных объемах продаж компания понесет убыток в размере кос

венных постоянных затрат, т.е. затрат, в большей степени связанных с функционированием компании в целом.

Для того чтобы общие постоянные затраты были учтены при анализе, их необходимо распределить между двумя моделями на основании принятых методик. Основной недостаток данного подхода и заключается в произвольности такого распределения, что существенно влияет на точность получаемых данных и может привести к неправильным решениям в отношении производства и продажи конкретного продукта. Поэтому решение по каждому продукту должно приниматься независимо от общих постоянных затрат. Затем следует подготовить бюджет компании, основанный на оптимальном объеме производства каждого продукта, и, не разделяя общие постоянные затраты, убедиться в том, что за счет выручки от продажи всех продуктов можно покрыть совокупные затраты.

Другим возможным решением является определение ожидаемого соотношения моделей в общем объеме продаж, что позволяет вместо нескольких продуктов ввести в анализ "единственное" изделие, которое компания продает как пакет. В нашем примере, если компания М планирует продать 1500 ед. модели А и 1000 ед. модели Б, то соотношение моделей составляет 3/2. Это означает продажу компанией некоего условного пакета, содержащего три модели А и две модели Б.

При применении количественного подхода предполагается, что отпускная цена пакета и переменные затраты на пакет известны. Для исчисления этих значений необходимо знать соотношение моделей разного вида, цены и переменные затраты на единицу каждой модели. Соответствующие данные могут быть получены из прогнозного отчета о прибылях и убытках. Расчеты представлены в табл. 10.7.

Таблица 10.7

Расчет маржинального дохода на один пакет изделий

Изделия

Структура, ед.

Ц

(ден. ед/ед.)

Модель А

3

900

360

540

Модель Б

2

1200

500

700

Пакет

2100

860

1240

Рассчитав маржинальный доход на один пакет в размере 1240 ден. ед/ед. и зная совокупные постоянные издержки в размере 403 000 ден. ед. (94 500 + 105 000 + 203 500), определим число пакетов, которые должны быть реализованы для достижения безубыточного объема продаж. Для этого воспользуемся формулой (6)

Таким образом, компании М необходимо продать 975 ед. модели А (325 × 3) и 650 ед. модели Б (325 × 2) для того, чтобы обеспечить безубыточный объем продаж. Для подтверждения полученных данных представим отчет о прибылях и убытках компании М (табл. 10.8).

Таблица 10.8

Отчет о прибылях и убытках компании М при продаже 975 ед. модели А и 650 ед. модели Б, ден. ед.

Показатели

Модель А

Модель Б

Всего

Выручка от продаж

292 500

390 000

682 500

Переменные затраты

(117 000)

(162 500)

(279 500)

Маржинальный доход

175 500

227 500

403 000

Прямые постоянные затраты

(94 500)

(105 000)

(199 500)

Прибыль от продаж

81 000

122 500

203 500

Косвенные (общие для обеих моделей) затраты

(203 500)

Прибыль до налогообложения

0

Большинство компаний производят несколько видов продукции, рентабельность которых различна. Прибыли компании будут больше, если основную часть продаж составит высокорентабельная продукция. Соответственно увеличение доли менее рентабельных видов продукции может привести к тому, что прибыль снизится даже в случае роста объема реализации. Поэтому соотношение продаваемой продукции, которого смогла достигнуть компания, может считаться одним из показателей эффективности ее продаж. В ряде случаев эффективность продаж можно измерить при помощи маржинального дохода на единицу продукции. Так, увеличение среднего маржинального дохода на единицу продукции при неизменном общем количестве проданных единиц означает смещение соотношения в сторону более рентабельных видов продукции, и наоборот.

Основной проблемой при данном подходе к анализу нескольких видов продукции является стабильность прогнозируемого соотношения. Так, изменение цен на разные модели может привести к необходимости изменить их соотношение в пакете, или, иными словами, для достижения целевой прибыли понадобится другой пакет. Кроме того, с увеличением номенклатуры продаваемой продукции возрастает и сложность вычислений, которые должны будут проводиться с помощью компьютерных технологий.

Стоимостной подход. Применение стоимостного подхода также предполагает использование ожидаемого соотношения отдельных видов продукции. При этом для расчетов достаточно итоговых данных отчета о прибылях и убытках.

Проиллюстрируем стоимостной подход, продолжив наш пример. Для этого воспользуемся итоговыми данными отчета компании М для 1500 ед. модели А и 1000 ед. модели Б (табл. 10.9).

Таблица 10.9

Отчет о прибылях и убытках компании М, ден. ед.

Выручка от продаж

1 050 000

Переменные затраты

(430 000)

Маржинальный доход

620 000

Постоянные затраты

(403 000)

Прибыль до налогообложения

217 000

Для ответа на вопрос, какую выручку нужно получить, чтобы достичь безубыточности продаж, сначала следует рассчитать коэффициент маржинального дохода (маржинальный доход, деленный на выручку):

620 000 ден. ед.: 1 050 000 ден. ед. = 0,5905.

Тогда безубыточный объем продаж (в денежном выражении) будет равен:

403 000 ден. ед.: 0,5905 = 682 472 ден. ед.

Необходимо отметить, что из-за погрешности округления показателя маржинального дохода объем продаж несколько занижен. Более точный ответ можно получить, умножив цену пакета на количество пакетов, необходимое для достижения безубыточности:

2100 ден. ед/ед. × 325 ед. = 682 500 ден. ед.

Итак, при стоимостном подходе не требуются данные отдельно по каждому продукту, вычислительные процедуры существенно проще применяемых при количественном подходе. Когда компания продает несколько видов продукции, коэффициент маржинального дохода представляется более простым в применении, чем показатели в расчете на единицу каждой продукции. В то же время при стоимостном подходе отсутствует информация об индивидуальной прибыльности каждого продукта.