Анализ внутренней среды

Исследование внутренних возможностей предприятия предполагает анализ его экономического потенциала, уровня производственных и сбытовых возможностей, доли в объеме всего производства продукции в стране, республике или отрасли, места в мировом производстве и торговле (если предприятие крупное).

Главная цель такого анализа - определить конкурентные возможности предприятия, выявить его сильные и слабые стороны. Он проводится но основным показателям, характеризующим производственные и сбытовые масштабы. Это средства, которыми оно располагает (включая основные производственные фонды), количество и стоимость произведенной продукции но ее видам, рентабельность и технические параметры изделий, а также организация производства и сбыта продукции. Оценке также подлежат показатели общих доходов и расходов, в том числе на маркетинговую деятельность.

Эффективность работы предприятия характеризуют следующие величины: отношение общей стоимости продаж к оборотным и внеоборотным активам, к основным производственным фондам (фондоотдача), к стоимости потребленных материально-производственных ресурсов (материалоотдача); отношение общей стоимости издержек производства к стоимости продаж; отношение объема продаж к числу работающих (производительность труда); отношение балансовой стоимости основных производственных фондов к числу работающих (капиталовооруженность труда). Данный анализ позволяет правильно оценить ценовую политику предприятия. Расчет и изучение перечисленных показателей ведется но данным табл. 2.16.

Таблица 2.16. Данные для анализа конкурентных способностей предприятия

Показатель

Анализируемое предприятие

Конкурент

Преимущество (+), недостаток (-)

Объем производства, тыс. руб.

Объем сбыта, тыс. руб.

Доля в общем производстве в стране (республике) данного товара, %

Место в экспорте

Активы предприятия, тыс. руб., в том числе основные производственные фонды, тыс. руб.

Издержки производства, тыс. руб., в том числе на маркетинговую деятельность, тыс. руб.

Затраты на 1 руб. продукции, руб.

Размеры оборотных средств, тыс. руб.

Рентабельность видов продукций

Оценка технического уровня каждого вида продукции

Число и место размещения производственных и сбытовых отделений и филиалов

Количество центров технического обслуживания

Количество демонстрационных залов

Чистая прибыль, тыс. руб.

Амортизационные отчисления, тыс. руб.

Долгосрочная задолженность, тыс. руб.

Краткосрочная задолженность, тыс. руб.

Объем инвестиций, тыс. руб.

Рентабельность продаж

Рентабельность активов

Рентабельность производственных фондов

Рентабельность инвестиций, %

Особое место в оценке финансово-экономического положения предприятия занимает анализ его финансового состояния. С этой целью рассчитываются показатели независимости от внешних источников, кредитоспособности, возможности совершать внешнеэкономическую деятельность, эффективности использования капитала.

Анализ внутренней деятельности организации включает изучение ее сильных и слабых сторон. Последнее нужно, чтобы показать участникам процесса планирования маркетинга, какие области деятельности предприятия нуждаются в улучшении, поскольку в настоящее время рассматриваются рынком как слабые его стороны. Проводить мероприятия по улучшению следует именно по выявленным структурам.

При осуществлении анализа имеет смысл многократно "проигрывать" ситуацию, пытаясь ответить на следующие вопросы: как мы видим себя сами? Как видят нас наши деловые партнеры?

Предлагаемая табл. 2.17 для исследования сильных и слабых сторон не претендует на полноту, может быть расширена или ограничена. С ее помощью могут быть построены соответствующие кривые, которые наглядно покажут достоинства и недостатки предприятия с различных точек зрения. Знаком "о" в ней обозначен собственный взгляд предприятия, знаком "х" - то, как его могут воспринимать конкуренты или покупатели.

Данные табл. 2.17 показывают, что кривые, характеризующие мнение работников и покупателей, значительно расходятся, сближение отмечается только но отдельным пунктам. Таблица для анализа сильных и слабых сторон может быть сформирована по укрупненным показателям (табл. 2.18).

Таблица 2.17. Кривая сильных и слабых сторон предприятия

Таблица 2.18. Укрупненные показатели для анализа сильных и слабых сторон предприятия

Данные табл. 2.17 и 2.18 показывают, что мнения работников предприятия и независимых респондентов не всегда совпадают, и эти различия необходимо отслеживать и учитывать.