Анализ системы управления организацией

На этом этапе необходимо проанализировать систему управления (в том числе организационную структуру) и выявить проблемы, требующие решения для улучшения ее деятельности.

Анализ системы управления требует комплексного, системного подхода и охватывает буквально все сферы деятельности организации. Аудитор должен уделить внимание не только комплексному обследованию функциональных направлений системы управления и анализу его результатов, по и анализу состояния и обеспечения информационной безопасности в процессах управления, исследованию систем охраны труда, анализу финансовой деятельности предприятия. При системном подходе исследования систем управления важное значение приобретает изучение характеристик предприятии как системы, т.е. характеристик "входа", "процесса" и "выхода". На основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры "выхода", т.е. продукция (работы, услуги): что производится, с какими показателями качества, затратами, в какие сроки, по какой цене и для кого.

После изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (техники, технологии, особенностей организации производства, труда и управления) и факторов внешней среды (экономических, социальных и экологических) определяют параметры "входа" т.е. исследуется потребность в ресурсах: материальных, финансовых, трудовых и информационных. И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров "процесса", преобразующего ресурсы в готовую продукцию (работы, услуги). На этом этапе рассматривается производственная технология и технология управления, а также факторы и пути их совершенствования[1]. Таким образом, системный подход позволяет аудитору оценить производственнохозяйственную деятельность и его систему управления.

Особое внимание аудитор должен уделить анализу организационной структуры экономического субъекта, представляющей собой систему, в рамках которой планируется, осуществляется, контролируется и отслеживается его деятельность для достижения стоящих перед ним целей.

В основу формирования организационной структуры предприятия, главной функцией которой всегда выступает эффективное управление деятельностью предприятия, закладываются основные функции и методы управления. Известный ученый М. Мескон выделяет четыре функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование – это определение цели развития предприятия, как па длительную перспективу, так и в краткосрочном периоде, разработка программы, плана действий с различной степенью детализации.

Организация производства представляет собой процесс формирования структуры предприятия, выбор методов и способов воздействия как к предприятию в целом, так и к отдельным производственным звеньям и отдельным исполнителям.

Функция мотивации представляет собой процесс, при помощи которого руководство предприятия побуждает сотрудников действовать так, как было запланировано и организовано.

Контроль – это процесс обеспечения достижения предприятием своих целей. Он состоит: в установлении соответствия хода выполнения производственных и иных задач предприятия, плановых показателей; выявлении отклонений; проведении необходимых корректирующих мер.

Учитывая это, в процессе анализа организационной структуры экономического субъекта аудитор также должен установить:

• соответствует ли она специализации и объемам производства;

• способствует ли внедрению высокоэффективных систем производства и управления качеством продукции (работ, услуг);

• обеспечивает ли материальную заинтересованность управленческого персонала и рабочих в нововведениях, направленных на повышение эффективности производства и качества продукции (работ, услуг);

• позволяет ли оперативно регулировать ооъем и номенклатуру производства (работ, услуг) на основе договорных обязательств и изучения рынка сбыта продукции;

• обеспечивает ли синхронность работы основных производственных и управленческих подразделений и пр.

Организационная структура разрабатывается в зависимости от масштабов и характера деятельности экономического субъекта.