Анализ рентабельности

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. Наиболее часто используемыми показателями являются коэффициенты рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.

Коэффициент рентабельности реализации (рентабельности продаж) показывает, сколько денежных единиц прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции:

Коэффициент рентабельности всех активов предприятия показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств:

Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия.

Коэффициент рентабельности собственного капитана позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками:

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия.

Коэффициент рентабельности основной деятельности показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции:

Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции. Он свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования.

Показатели рентабельности представляют собой относительные показатели, выражающиеся в сопоставлении прибыли с ресурсами, связанными с ее получением, либо с совокупным доходом в виде выручки предприятия.

При интерпретации показателей рентабельности интерес вызывает их взаимосвязь с группами показателей деловой активности, платежеспособности и финансовой устойчивости.

В целях формулирования комплексных выводов относительно эффективности предприятия в целом необходимо оценивать рентабельность бизнеса совместно с показателями платежеспособности и финансовой устойчивости. В первом случае предполагается мониторинг движения денежных средств, связанного с основной и прочей деятельностью, так как увеличение рентабельности может быть достигнуто в том числе за счет предоставления более льготных условий по оплате покупателям, что может негативным образом отразиться на платежеспособности предприятия. При рассмотрении показателей рентабельности во взаимодействии с показателями финансовой устойчивости необходимо определить, не было ли увеличение рентабельности обусловлено чрезмерно высокими привлечениями внешних заимствований, которые могут оказать негативное влияние на финансовую устойчивость бизнеса.

Многофакторная модель Du Pont эффективности деятельности предприятия

Система финансового анализа "Дюпон" (the dupont system of analysis) исследует способность предприятия эффективно генерировать прибыль, реинвестировать ее, увеличивать масштабы своей деятельности, а также увеличивать привлекательность бизнеса для собственников (акционеров).

Основная идея заключается в том, чтобы представить ключевые показатели деятельности предприятия в форме факторной модели с целью выявления основных причин, повлиявших на изменение того или иного показателя, определить темпы экономического роста компании, а также выявить ключевые направления управленческих воздействий для повышения эффективности бизнеса.

Влияние различных факторов на величину рентабельности собственного капитала может быть представлено посредством двух-, трех- и пятифакторных моделей Дюпона.

Двухфакторная модель Дюпона:

Таким образом, двухфакторная модель Дюпона отражает, что увеличение рентабельности собственного капитала может быть обеспечено, с одной стороны, за счет увеличения рентабельности продаж (например, счет увеличения разницы между ценой и расходами на единицу), а с другой – счет увеличения оборачиваемости активов (в том числе за счет увеличения величины выручки в случае снижения цен при условии эластичного ненасыщенного спроса).

Трехфакторная модель Дюпона:

Данная модель дает возможность оценить также влияние структуры капитала компании на рентабельность собственного капитала. При этом можно заметить, что рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже величина собственного капитала в структуре пассивов компании. В данном случае задачей финансового менеджера является оптимальный баланс между требуемым уровнем рентабельности и уровнем финансового риска, связанного с нарушением финансовой устойчивости компании.

Пятифакторная модель Дюпона:

где – показатель налогового бремени; – показатель процентного бремени.

Данная модель характеризует зависимость показателя рентабельности собственного капитала от эффективности операционной и финансовой деятельности компании. В частности, показатель налогового бремени характеризует налоговую нагрузку по налог}' на прибыль. Увеличение данного показателя возможно за счет сокращения налоговых обязательств посредством использования различных схем налоговой минимизации. Показатель процентного бремени отражает относительную стоимость привлечения заемных средств. Увеличение данного показателя возможно за счет формирования кредитного портфеля с минимально возможной средней процентной ставкой.

Таким образом, использование двух-, трех- и пятифакторных моделей Du Pont дает финансовому менеджеру инструмент обоснования принимаемых решений, направленных на улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности компании. Подобный подход помогает выявить ключевые факторы, на которые руководству компании следует оказать первоочередное воздействие с целью повышения общей эффективности бизнеса.