Анализ педагогических теорий сенситивной направленности

Всех авторов, включенных в проблемный ряд Коменский → ЛоккГербарт → НейлЗанков, объединяет первостепенный интерес к чувствам людей. Но их позиции существенно различаются. Коменский остается в пределах аристотелевской теории форм. Локк – основатель британского эмпиризма, Гербарт – сторонник ассоциативной психологии, Нейл – фрейдист, а Занков рассуждал как представитель марксистско-ленинской философии с ее известной формулой: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике.

Чувства, эмоции, аффекты, настроения, переживания, ощущения, восприятия и представления по определению являются сенситивными формами сознания, актуальными только для того субъекта, которому они принадлежат. Следовательно, они имеют интимный характер. Неоднократно отмечалось, что все сенситивные формы привычны для каждого человека и, вместе с тем, таинственны по своей природе. Как же добиться понимания природы сенситивных форм? Этот вопрос на протяжении многих веков не получал должного ответа. В начале XX в. Л. Витгенштейном и М. Хайдеггером был инициирован языковой поворот в философии, в связи с которым некоторые философы начали и вовсе отрицать сферу сознания. Этой крайности в наши дни мало кто придерживается. Другой аргументационный ход состоял в отождествлении содержания сознания с языком. Он был реализован, в частности, французским философом Ж. Лаканом. Продолжая отмеченный выше аргументационный ход, отметим, что любая теория имеет языковой характер. Смысл же теории заключен в ее концептах. То же самое в силу сходства языка и сознания характерно и для всех сенситивных форм. Нет никакой необходимости отличать сенситивные формы сознания от концептов, ибо по содержанию они полностью совпадают с ними.

Сенситивные формы приобретают таинственный характер в случае, если их выводят за пределы теории, т.е. отрицают их концептуальную природу. Человек вполне в состоянии выразить смысл любой сенситивной формы сознания на основании соответствующих теорий. Покажите нескольким учащимся одну и ту же картину и попросите каждого из них описать увиденное. Описания будут различными. Объяснить это можно только одним способом: учащиеся инкорпорируют зрительный образ в те теории, которыми они владеют. Теории неодинаковы, поэтому различаются описания. Сенситивные формы сознания не предшествуют теории, а являются ее собственными составляющими. В этом своем качестве они изменяются вместе с теориями.

К сожалению, широко распространено убеждение, согласно которому сенситивные формы содержатся не внутри теории, а предшествуют ей. Оно во многом явилось результатом философствования Дж. Локка, считавшего, что понятия являются результатом отвлечения, т.е. процесса абстрагирования. Ум удерживает идеи лишь тех качеств, которые сходны у всех индивидов. Его постоянный критик рационалист Г. Лейбниц заметил "подвох", связанный с интерпретацией понятий как абстракций. Он вполне правомерно настаивал на реальных определениях, которое показывает возможность определяемого во всем богатстве его свойств, сколько бы их не было (см. параграф 1.11). Но, к сожалению, и Лейбниц не выразил ни природу сенситивных форм, ни природу концептов, оставаясь под влиянием теории врожденных идей.

После Локка находились авторы, которые стремились развить его идеи на максимально солидной научной основе. Так, в конце XIX в. австриец Э. Мах развил теорию критики опыта. Его программа максимум состояла в сведении всех научных концептов к ощущениям. Он не добился успеха. В конце 1920-х гг. выдающийся неопозитивист Р. Карнап вознамерился показать строгим логическим путем рождение концептов из ощущений. Но и его постигла неудача.

Как бы то ни было, именно Локк придумал теорию, которая пришлась по душе многим дидактам. Им казалось, что в обучении следует начинать с наиболее очевидного и простого, а именно с ощущений. Для теорий наступит свой срок. Они излишне сложны для учащихся. Но и здесь не обошлось без парадокса: как мольеровский Журден не знал, что он всю жизнь говорил прозой, так и дидакты сенситивного направления не знают, что они всегда говорят языком концепций.

Сенситивистом, хотя и не локковского направления, являлся и Гербарт – один из создателей ассоциативной психологии, в соответствии с ОГЛАВЛЕНИЕм которой актуализация одних идей вызывает к жизни другие, с ними взаимосвязанные. Его программа состояла в сохранении сенситивного подхода в качестве основополагающего, но в отказе от принципа абстракции, который связан с отходом от полноты жизни. Принцип ассоциации приветствуется в рамках многих современных психологических направлений, но первостепенное значение ему теперь придается крайне редко.

Нейл – сторонник фрейдизма. Он использовал идеи этого учения в своей воспитательной работе, но не в преподавании отдельных учебных дисциплин. Ярко вписать фрейдистскую перспективу в традиционную дидактику ему не удалось.

Занков, как нам представляется, реализовал метод восхождения от конкретного к абстрактному. Ему не удалось избежать теории абстракции, на неудовлетворительность которой мы не раз обращали внимание.

Для полноты картины вспомним и феноменологическую философию (см. параграф 2.4), в рамках которой понятия интерпретировались как синтез переживаний. Эта попытка также закончилась неудачей.

Несмотря на то, что нам хотелось бы сделать вывод о том, что сенситивные теории ведут в тупик, это было бы чрезмерным. Развитие компьютерных технологий, широкая визуализация концептов различных наук, воочию наблюдаемых на экране дисплея, реабилитировали в глазах даже самых закоренелых рационалистов мир сенситивных форм, очевидно, достойный более детального осмысления.

Выводы

1. Педагоги сенситивного направления придают первостепенное значение чувственным данным, которые они, как правило, предпосылают теориям.

2. В действительности же ОГЛАВЛЕНИЕ чувств получает свое истолкование в теории. В этом смысле говорят, что они теоретически нагружены.

3. Абсолютизация чувственных данных неправомерна.

4. Чувственные данные актуальны, но не в качестве исходных элементов теории. В теории нет ничего важнее принципов.