Анализ отдельных произведений Н. А. Клюева

Стихи этого цикла - одного из вершинных достижений Николая Клюева - посвящены памяти матери поэта, Прасковьи Дмитриевны. Жанровая природа цикла, состоящего из 15 стихотворений, неоднородна. Черты фольклорного жанра причета: плач по усопшему, устойчивые обращения к умершему ("родитель", "родная"), мотив осиротевшего дома - сочетаются с признаками литературной песни. Клюев использует традиционные силлабо-тонические размеры, а народная песня - тонический стих. Фабульное событие причета - смерть матери - является для Клюева основой воплощения философской концепции "избяного космоса". Как и во всей поэзии Клюева, образ матери в цикле сливается с образом Богородицы и матери-Руси. "Поминальные дни сентября" связаны не только с воспоминаниями об умершей, но и с завершением годичного природного цикла, с праздником Рождества Богородицы (8 сентября), который считается днем рождения России и который соединился с древнерусским праздником рожениц. Восприятие сентября в единстве смерти-рождения предопределило две главные темы цикла - смерти и воскресения, две основные ноты: плач о матери и гимн жизни. Единство тематики - бренность человека, продолжение жизни в "ином мире", увядание природы - намечено уже в начала цикла:

Четыре вдовицы к усопшей пришли... (Крича, бороздили лазурь журавли, Сентябрь-скопидом в котловин сундуки С сынком-листодером ссыпал медяки).

Образы "сентября-скопидома", "котловин сундуков" несут двойную смысловую нагрузку. Это знак смерти (котловина - могильная яма) и знак природного круговорота. Медный цвет осенней листвы сопрягается с золотом солнца, цветом медных монет, которые по обычаю кладут на веки усопшего. Клюев этнографически точно воссоздает начало погребального обряда - ритуальные действия четырех вдовиц, готовящих мать к переходу в другой мир и отгоняющих несчастье: "Чтоб печка-лебёдка, бела и тепла, / Как донреж, сытовые хлебы пекла", "Чтоб немочь ушла, как мертвец, на погост...". В цикле развиваются также мотивы памяти (поминальных дней), праведности матери.

Совпадение дня смерти матери с Рождеством Богородицы (на самом деле мать поэта умерла в ноябре 1913 г.) выступает как знак ее праведности, что выявлено в первом стихотворении "Четыре вдовицы к усопшей пришли...". Душу еще не погребенной матери журавли несут "за моря, / Где солнцеву зубку качает заря, / Где в красном покое дубовы столы / От мис с киселем, словно кипень белы", где ее встречают "Митрий Салунский, с Миколою Влас" и "Креститель Иван". Рай по-крестьянски опредмечен, изображен в традициях народного православия. Завершение земного круга означает начало вечной жизни души: ""Мама в раю", - запоет веретёнце..."

В первых шести стихотворениях преобладает мотив сиротства сына и опустелой избы: "вздохнула изба"; "Осиротела печь, заплаканный горшок / С таганом шепчутся, что умерла хозяйка..."; "Плачется кот и понура корова..." Отходя от канонов причета, Клюев вводит тему возрождения жизни: "Вернется... придет". В шестом стихотворении "Весь день поучатися правде Твоей" мать возвращается "бесплотной гостьей", незримо охраняющей покой дома.

На первый взгляд хронотоп цикла соответствует одному событию - смерти и погребению. Автор указывает на конкретное время суток: закат, сумерки, сумрак, темнота, через которые передается состояние героя и мира. Но временные рамки расширяются: "Время, как шашель, в углу и за печкой / Дерево жизни буравит, сосет..." В седьмом стихотворении "Хорошо ввечеру при лампадке..." горе переходит в светлую печаль, тема смерти - в тему торжества жизни. Начиная с восьмого стихотворения "Заблудилось солнышко в корбах темнохвойных..." в лирическом сюжете цикла переплетаются мотивы свеча и тьмы. Солнечный луч соединяет этот мир и "тот". Десятое стихотворение - переломное, в нем возникает мотив Воскресения, связанный со вторым возвращением матери уже в облике Богородицы на иконе. А затем "золотой воскресный час" становится метафорой весны ("Зима изгрызла бок у стога..."). В последних стихотворениях природный круг замыкается, тема смерти подчиняется изображению животворящего "избяного космоса", жизни в селе Красный Волок. Утраченная гармония мира восстанавливается.