Анализ основных процессов SCOR-модели

Процесс – деятельность, нацеленная на достижение определенных результатов. Процессы SCOR-модели определяются в соответствии с уникальными процессами самой цепи поставок, для того чтобы обеспечить достижение главной цели – выполнения заказов клиентов. В модели SCOR дается однозначное определение и обозначение для каждого уникального процесса (рис. 2.13).

Рис. 2.13. Структура процессов SCOR первого уровня

Как уже указано выше, SCOR основана на пяти ключевых бизнес-процессах (процессах первого уровня). Опишем их подробнее.

Планирование. Процессы планирования описывают действия, связанные с развитием планов для управления цепочкой поставок. Они включают сбор информации о запросах потребителей и о доступных ресурсах, их сопоставление для определения существующих разрывов и возможностей будущего совершенствования. На данном этапе также определяются действия, необходимые для исправления идентифицированных разрывов плановых и фактических KPI.

Снабжение. Процессы, связанные со снабжением, описывают процедуры размещения заказов (или планирование поставок) и получения товаров и услуг. Процессы снабжения заключаются в размещении заказов на поставку или составлении графиков доставки, приемки и хранения товаров и принятии счета-фактуры от поставщика. Весь процесс поиска, оценки соответствия поставщика заявленным требованиям и ведения переговоров не описываются процессом снабжения. Исключением является ситуация, когда речь идет о товарах и услугах, спроектированных на заказ (ЕТО – engineer to order), – см. DCOR[1].

Производство. Процессы производства описывают действия, связанные с преобразованием материалов или оказанием услуг. Здесь используется термин "преобразование материалов", а не просто "производство" или "обработка", поскольку в понятие "делать" ("таке") включаются все способы преобразований материалов: сборка, химическая обработка, обслуживание, ремонт, переработка отходов для вторичного использования, реконструкция, восстановление, переборка и другие общие названия для процессов, реструктуризирующих и трансформирующих материалы. Стоит отметить, что отличительной особенностью этих процессов является то, что на входе существует одно или более наименований материалов, в то время как выходе процесса их гораздо больше.

Доставка. Процессы доставки описывают действия, связанные с созданием, обслуживанием и выполнением потребительских заказов. Процесс доставки заключается в получении, утверждении и создании базы потребительских заказов, составлении графика поставки, комплектации, упаковке, отгрузке и выставлении счета клиенту. Процесс D4–Доставка в розничные точки – предусматривает упрощенное представление процессов снабжения и доставки, в случае если речь идет о рознице, где применяется подход Производство на склад (MTS – make to stock).

Возврат. Процессы, связанные с возвратом, описывают действия, применяемые к обратным потокам товаров. Процесс возврата подразумевает идентификацию потребности в возврате, принятие решения о возврате, планирование процесса возврата и перевозки и, в итоге, получение товаров, подлежащих возврату. Процессы ремонта, переработки отходов для вторичного использования, реконструкции и восстановления не описываются при использовании элементов процесса возврата – см. процесс "Производство".

Для каждого процесса первого уровня существует три и более категорий процессов второго уровня. Каждый процесс второго уровня содержит элементы процесса третьего уровня. Такие иерархичные отношения между процессами делают возможной классификацию процессов.