Анализ международного опыта

В большинстве офшорных центров безопасность бизнеса трактуется только с точки зрения надежности сохранности конфиденциальных сведений о клиенте-выгодоприобретателе. Так, в Панаме сведения в государственный реестр подаются только о наемном директоре компании, а данные о владельцах и акционерах не декларируются, бухгалтерские требования к компании не предъявляются, размер вложенного капитала не разглашается, место хранения корпоративной отчетности не указывается. Банковский закон позволяет кодировать банковские счета компании, защищать их псевдонимами и накладывает на банки уголовную ответственность за раскрытие тайны банковского счета.

Офшорный центр является всего лишь промежуточным пунктом миграции частного капитала из страны его формирования в страну-реципиент. Реализация налогового законодательства практически всех промышленно развитых стран свидетельствует о том, что налогоплательщики, используя предоставленную им свободу выбора юридических форм деятельности, стремятся минимизировать свою налоговую нагрузку. Поэтому правомерен интерес к раскрытию механизмов налоговой оптимизации, которые, несмотря на ужесточение законодательства об офшорных сделках, используют собственники капитала для его безопасного перемещения в офшорные центры.

Основные акценты в антиофшорной политике мирового сообщества после первой волны глобального финансового кризиса, начавшегося во второй половине 2008 г., были перенесены на усиление прозрачности офшоров, выявление их реальных бенефициаров и расширение сотрудничества офшоров с отпорными странами.

К предпринятым в зарубежных странах антиофшорным мерам относят:

1) публикацию ОЭСР 2 апреля 2009 г. "черного", "серого" и "белого" списков юрисдикции с точки зрения их соответствия международным стандартам обмена финансовой информацией и применение к странам "черного" и "серого" списков международных санкций (например, отказ Всемирного банка и МВФ от инвестиционных проектов в таких юрисдикциях);

2) административное давление властей США на швейцарские банки, позволившее получить информацию об имеющихся в них банковских счетах налогоплательщиков США;

3) покупку властями ФРГ "серых" списков у частных лиц с информацией о гражданах Германии, уклоняющихся от уплаты налогов;

4) принятие в 2010 г. в США Закона о зарубежных счетах — Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), согласно которому финансовые организации по всему миру должны раскрывать сведения о счетах частных американских налогоплательщиков и компаний, которые американцы прямо или косвенно контролируют на 10% и более. По существу, FATCA становится механизмом, направленным на предотвращение уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими резидентами за пределами США. Для этого банки, брокеры, инвестфонды и страховщики заключают соглашения с Налоговым управлением США (IRS) и выступают налоговыми агентами по операциям американских налогоплательщиков. В противном случае указанным агентам с 2014 г. грозит удержание сбора в размере 30% с любых транзакций, проходящих через США, и, что наиболее существенно, закрытие счетов в американских финансовых учреждениях. Такого же размера сбор присоединившиеся к FATCA финансовые учреждения должны удерживать со своих клиентов, не раскрывших о себе информацию, а с 2017 г. — со всех транзитных платежей иностранных финансовых учреждении, не участвующих в FATCA;

5) проведение успешных налоговых амнистий для офшорных капиталов (США - 2009, 2011 гг.; Италия - 2009-2010 гг.; Великобритания - 2009-2010 гг.);

6) принятие Великобританией (март 2012 г.) новых Генеральных правил против злоупотребления GAAR, которые требуют различать ответственное налоговое планирование и агрессивное уклонение от уплаты налогов;

7) введение налога на финансовые транзакции (так называемый налог Тобина). Первой такой налог ввела Франция в августе 2012 г. В начале 2013 г. Еврокомиссия разрешила еще 10 странам ЕС ввести такой налог. Среди них — Германия, Австрия, Бельгия, Греция, Португалия, Словения, Италия, Испания, Словакия и Эстония. По предложению Еврокомиссии сделки по приобретению облигаций и акций облагаются налогом в 0,1%, сделки с производными финансовыми инструментами в 0,01%. Хотя ставка такого налога небольшая, общая сумма может быть существенна и, по оценкам Еврокомиссии, может составить 57 млрд евро, если бы налог применялся по всей Европе;

8) разработанный ЕС план действий по усилению борьбы с налоговыми гаванями и офшорами, а также с уклонением от налогов внутри ЕС. Среди предлагаемых мер — вести Общую консолидированную базу для корпоративных налогов — Common Consolidated Corporate Tax Base (ССТВ), которая позволит значительно ограничить недобросовестную налоговую конкуренцию в Евросоюзе за счет нивелирования эффекта трансфертного ценообразования у консолидированного налогоплательщика Евросоюза;

9) утверждение в феврале 2012 г. Обновленной редакции 40 рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) по противодействию отмыванию денежных средств, на основе которых строятся национальные законодательства. В дополнениях, в частности, предусматриваются специальные меры в отношении технологий проведения операций, повышающих степень анонимности;

10) провозглашение ОЭСР в феврале 2013 г. плана борьбы с эрозией налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения Base Erosion and Profits Shifting (проект BEPS);

11) утверждение в феврале 2014 г. новых стандартов ОЭСР по обмену налоговой и финансовой информацией (переход на автоматический обмен информацией об активах и счетах частных лиц и юридически лиц).

Кроме того, на протяжении последних десятилетий во многих европейских странах и в США в соответствии с рекомендациями ОЭСР законодательно закреплены и применяются концепции "фактического получателя дохода", "превалирования существа над формой", "контролируемые иностранные компании" (Controlled foreign company, CFC).

Законодательно CFC закреплена также в Австрии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Литве, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции, Турции, Англии. Практически во всех указанных странах правила CFC следуют за рекомендациями ОЭСР, среди которых выделяется комплекс предложений по введению в национальные налоговые системы правил, устраняющих выгоды от использования офшоров.

Рассмотренные выше антиофшорные меры соответствуют рекомендациям ОЭСР и носят глобальный характер.