Анализ конфликтов

Структура конфликтов

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру (рис. 6.3).

Рис. 63. Структура конфликтов

Как видно из схемы, есть объект конфликта — это что-то, что является причиной спора и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. У каждого участника есть внешняя и внутренняя позиции в конфликте. Внешняя позиция — эта мотивировка участия в конфликте. Она открыто предъявляется противоборствующими сторонами своим противникам. При этом она может как совпадать, так и не совпадать с внутренней позицией, которая представляет собой набор истинных интересов, мотивов и ценностей. Именно внутренняя позиция включает человека или группу в конфликт. При этом зачастую внутренняя позиция является неосознаваемой. Она скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого человека. Именно поэтому одно только осознание внутренней мотивации является важным шагом к эффективному разрешению конфликта. Наиболее ярким примером может послужить конфликт взрослого и подростка. За внешне агрессивной позицией ребенка зачастую стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости собственного "Я", неосознаваемая им самим.

Структура межличностного взаимодействия

Поговорим теперь о характеристиках процесса взаимодействия (табл. 6.2). В данном вопросе очень важно понять, что является главным, а что второстепенным в процессе общения. Это поможет правильно анализировать процесс общения с другими людьми. Р. Бейлом разделил весь спектр межличностных взаимодействии на четыре категории, которые тоже, в свою очередь, могут быть раскрыты:

— область позитивных эмоций;

— область негативных эмоций;

— область решения проблем;

— область постановки проблем.

Таблица 6.2

Структура межличностного взаимодействия

Категория анализа взаимодействия

Важнейшие поведенческие проявления

Область позитивных эмоций

Солидарность Снятие напряжения Согласие

Область решения проблем

Предложен не, указан не Мнение

Ориентация других

Область постановки проблем

Просьба об информации Просьба высказать мнение Просьба об указании

Область негативных эмоций

Несогласие

Создание напряженности Демонстрация антагонизма

Анализируя частоту и форму проявления тех или иных категорий в ходе реального взаимодействия с человеком, можно понять сто особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение собеседников и т.д. Этот анализ поможет вам определить свою позицию в конфликте.

Ответьте себе на следующие вопросы.

• Что вы поставили на карту?

• Что важно для вашего оппонента?

• В чем ваши интересы не совпадают?

• Если в ваших позициях есть что-то общее, найдите это.

• Если вы занимаете полностью противоположные позиции, найдите точку, не противоречащую обеим сторонам.